Беседа I. (продолжение)

Первоначальная медицина была чисто-эмпирическая, но рядом с нею, с незапамятных времен, стала зарождаться другая, основанная на присущей человеку всех времен и народов вере - в духовное. Это только доказывает, что духовная сторона человека чувствовалась всегда и требовала также лечения религией, которую создавали себе народы по своему разумению. Даже и дикари сознавали присутствие на земле злого духа и по большей: части приписывали ему свои болезни. Это было причиною изобретения талисманов и лечебных ладанок; жертвоприношениями и молитвами старались смягчить гнев богов. Таким образом, духовная сторона человека искала удовлетворения своих потребностей одинаково во все времена. Вместе с богами появились и: жрецы, занимавшие место врачей.

История медицины есть только отрасль всеобщей истории культуры. «Медицина, — говорит доктор Ковнер (стр. 29 предисловия), — не есть нечто отдельное, изолированное; её успехи находятся в тесной зависимости от успехов других наук и от общего хода цивилизации. История медицины должна поэтому выяснить роль медицины в кругу этих других наук, существующую между ними тесную связь, а также законы и причины, объясняющие их прогрессивное и регрессивное движение. При этом прежде всего укажем на связь между историей медицины и историей философии. Известно, что различные медицинские системы и доктрины слагались под влиянием господствовавших в соответственные эпохи философских воззрений и теорий. Влияние это всегда было обоюдное и притом, так сказать, попеременное. За древней натуральной философией, чуть было не поглотившей медицину, следует период Гиппократа, который в свою очередь подчинил философию медицине, у коей первая усвоила метод и направление. После Гиппократа и до Галена включительно медицина снова подпадает влиянию философии; это самый блестящий период греческой философии и, вместе, самый плодотворный в истории медицины. Не говоря уже об основании главнейших медицинских доктрин, никогда еще не было сделано столько открытий и нововведений, как в это время. Этот период завершился Галеном, представляющим собою венец и resume всей греческой медицины и в которой сочетание обеих областей достигает своего апогея. После упадка или, вернее, временной остановки в развитии обеих наук в после-галеновском периоде, они приютились у арабов, которым принадлежит заслуга если не продолжения, то сохранения их. С возрождением наук и для медицины наступает новая эра. Всем известно значение, какое имели для медицины Бэкон, Декарт и в особенности Локк, из коих последний сам был врачом и основанием сенсуалистической школы имел могущественное влияние на развитие медицины и прошлого, а отчасти и нынешнего столетия. Из новейшего времени, как например счастливого сочетания обеих областей, достаточно указать на Льюиса, Вундта и Сеченова».

Что касается соприкосновения медицины с положительными науками, то Daremberg (l. c., 17—21) говорит: «В анатомии, физиологии, гигиене и терапии медицина многим обязана сведениям, добытым естественными науками, химией и физикой. Прогресс медицины поэтому тесно связан с прогрессом этих наук. Гигиена, заботящаяся о целости органов и правильности отправлений, а также патология и терапия существенным образом опираются на анатомию и физиологию и через них на физику и химию».

«История медицины, по словам Daremberg’а (VIII—XV), есть демонстрация из столетия в столетие, с одной стороны — бессилия терапии и систем, с другой — могущества фактов и благотворного влияния экспериментального метода при установлении законов общей патологии и терапии».

В беглом обзоре развития медицины у различных народов доктор Ковнер говорит (стр. XXXIX): «Носителями настоящей медицинской культуры в тесном значении этого слова, как в древние времена, так и ныне, были потомки арийской расы. Из азиатских медицинских литератур уцелела только одна индийская, остальные же либо бесследно исчезли с лица земли вместе с произведшими их народами (вавилонская, финикийская), либо сохранились только в отрывочной форме (египетская — в XVII в., еврейская — 1500, персидская — 500 л. до Р. X.), либо лишены всякого значения (китайская). В Европе сохранились греческая медицинская литература и её отпрыски римская и арабская. У греков первые следы медицинских познаний встречаем уже в произведениях Гомера (около 1000 л. до Р. X.); настоящая же медицинская литература у них начинается с V столетия, до Р. X. (Сборник Гиппократа). По смерти Александра Великого (323 г. до Р. X.), главным рассадником медицинских познаний сделалась Александрия, откуда они перешли с одной стороны к римлянам (около Р. X.), с другой к персам и арабам (в V в. после Р. X.). Под непосредственным влиянием последних, в особенности через посредство врачей-евреев, начиная с IX в. после Р. X., стали возникать медицинские школы в нижней Италии, в Монтекасино и Салерно. Возрождение медицины начинается обоснованием анатомии в Италии в XIV столетии (Везалий). С этого времени медицина вступает на более широкий путь и делается достоянием цивилизованных народов, причем Франция созидает новую хирургию (А. Паре), в Германии получает новое развитие внутренняя медицина (Парацельз), в Англии же в XVII в. открывается кровообращение (Harvey). Это великое открытие составляет новую эру в истории медицины, так как оно легло в основание новой физиологии и всей новейшей медицины».

Дабы подтвердить все вышесказанное мною о медицине, я считаю необходимым сделать краткие выдержки из «Истории медицины» д. Ковнера и передать в сжатом виде, до какой степени развития доходила медицина у различных народов.

Основание первых государств в Египте новейшие историки, как Фр. Мюллер, относят за 6000 лет до Р. X., около этого времени возникли и первые медицинские сочинения. Поэтому с древностью египетской медицины и культуры пока не может сравниться никакая другая культура и медицина. Замечательно, что согласно египетского метода лечения, в острых горячечных болезнях до 4-го дня лечение должно было быть выжидательное, как в наше время, а также после 5-го дня не позволялось употреблять сильно действующих средств, т. е., следовательно, сильные средства совершенно отвергались. Очевидно, правило выжидать определения болезни имело в виду не нарушать несвоевременным и неуместным вмешательством естественного течения болезни и целительной силы природы. Самое лечение состояло в употреблении простых, несильных средств, преимущественно же в строгой диете. Специализирование было сильно распространено. Греческие писатели Геродот и Плутарх говорят, что у египтян существовали врачи для каждой части тела. Особенной известностью пользовались глазные врачи Египта, этой родины упорных и опасных офтальмий. Анатомия была им неизвестна; даже бальзамирование трупов нисколько не способствовало распространению анатомических познаний. Гигиена играла у египтян чрезвычайно важную роль; религиозный закон предписывал умеренность и опрятность. С этою целью делались частые омовения, ванны, растирания тела мазями; далее, советовался простой образ жизни, воздержание от известной пищи, например, рыбы, лука, бобов. Каждый египтянин обязан был носить чисто вымытое полотняное нижнее белье; шерстяных платьев не позволялось брать ни в храм, ни в гроб. Дети должны были ходить босиком. Патология и терапия обнимали различные болезни глаз, сердца, ушей, кожи, волос, даже глистную болезнь, головную и зубную боли, болезни пищеварительных органов, геморрой. Особенно много говорится о болезни, похожей на рак желудка, лечение коего состояло в употреблении известных напитков и клистиров. При гнилостных болезнях назначались припарки. Опухоли лечились примочками из меда. Дают также наставления для рецептов против чесотки, лихорадки, болезней спинного мозга и спинного хребта. Египтяне перевязывали гноящиеся язвы, пускали кровь, ставили кровеносные банки (как 20 лет тому назад делалось еще в Европе), коими у них служили рога, отпиленные у верхушек; наконец делали даже ампутации, как показывают изображения, найденные в храмах. В своих хирургических операциях, как и при вскрытиях, египтяне употребляли кремневые ножи. На мумиях находили хорошо зажившие переломы. Особенную известность, как сказано выше, египтяне приобрели в лечении глазных болезней. Они «открывали зрение в зрачках позади глаз», т.е., говоря современным языком, снимали катаракты. Плиний говорит, что сок растения Corchorus (Anagallis), употреблявшийся в Александрии в пищу, до цветения, применялся при «потемнениях глаз» и что этот сок обладал способностью расширять зрачки и втирался перед проколом глаза. Ныне употребляется атропин. В египетских памятниках находят ушные инструменты, а в челюстях мумий искусственные зубы. В египетском отделении Берлинского музея находятся ланцеты, пинцеты, ножи, бритвы, формой похожие на нынешние. Гинекология очень скудна. Повивальные бабки существовали еще до Моисея. Египтянам были известны в большом количестве лекарственные вещества. Одним из главных средств считался опий. Они лечили также пальмовым вином, уксусом, пивом, медом, молоком женщины и коз, и египтянам были известны ядовитые свойства стрихнина. Из металлических веществ употреблялись иногда ярь-медянка и свинцовые белила. Формы лекарств были: мази, пластыри, примочки, припарки, промывательные, отвары, пилюли.

Медицина евреев распадается на ветхозаветную и талмудистскую. Представителем медицины у них был единый Бог. Моисей (ум. 1480 г. до Р. X.) между прочими таинствами египетской мудрости был посвящен и в медицину. Но, конечно, он хорошо знал истину и потому находим у него первым представителем Всемогущего Бога. «Я, Иегова, твой врач!» говорится в Исходе гл. 15, 26. Об анатомии и физиологии, при строгом запрещении прикосновения к трупам, у евреев не могло быть и речи. Что касается патологии, то у Моисея встречаем описание чумы (Исход гл. IX, 4), опухоли, лихорадки, жара, засухи, отравленного воздуха, желтухи, мокрых лишаев, паршей, чесотки, безумия, слепоты, истечения белей, египетской язвы (Второзаконие гл. XXVIII), наконец белой и красной проказы (Левит, гл. XIII, 6, 10), из коих описание последней и поныне еще поражает своею верностью. Фармакологии почти совершенно не существовало у древних евреев, но зато высоким уважением пользовалась гигиена. У Моисея находим прекрасные диетические правила и другие, предписанные религиозным законом. Правила эти также касаются проказы, и притом не только одержимых ею людей, но также их домов и платья, браков между родственниками, отношений мужчины к женщине, изолирования не только больных, но даже подозреваемых только в болезни, употребления их посуды, устройства кладбищ, времени погребения, способов приготовления пищи; наконец, сюда относятся правила о дозволенных в пищу животных и способах их убоя. Хирургия была очень скудна и из операций были известны обрезание и кастрация. Из позднейшей истории евреев познаниями в медицине были известны: царь Соломон (1000 л. до Р. X.), предвидевший по мудрости своей, что люди склонны лекарствам придавать слишком большое значение, и потому завещавший, как говорит предание, спрятать свою «книгу лекарств», дабы народ не уверовал в целебные свойства лекарств более, чем в Бога. Царь Хизкией обладал обширными сведениями как в растительном, так и в животном царствах.


<<Назад

Читать далее>>


 

© 2013 Медицинские беседы. Powered by Kandidat CMS (0.0017 сек.)