Беседа II (продолжение)

Из сказанного об эмпирической медицине можно уже заключить, что исходною точкой её для исследований была кровь. Вот что говорит автор одной из книг гиппократидов («De prisca medicina", изд. Littre: Hippocrate «Oeuvres completes». Paris, 1839, p. 570—637): «медицина давно уже обладает всем необходимым; она обладает принципом и методом ею найденными: с помощью этих путеводителей, многочисленные и превосходные открытая сделаны в течение длинного ряда веков. Остальное будет открыто, если люди способные, наученные этими открытия, возьмут эти последние за исходную точку своих исследований». Как мы увидим ниже, Гиппократ также называл кровь причиною всех болезней; следовательно, если последователи, для своих исследований, взяли другую исходную точку, то они не на правильном пути.

Египетская медицина не была сведуща в анатомии; это объясняется тем, что у них употреблялись жертвоприношения животными, священными в глазах народа. Даже бальзамирование трупов нисколько не способствовало распространению анатомических познаний. В области физиологии, разумеется, египтяне были столь же несведущи, но однако приметили о влиянии сердца на жизнь человеческую. Они полагали, что до 50 лет сердце ежегодно увеличивается в весе на 1/2 лота, и так как деятельность его замедляется, то сердцебиение делается более редким. Замедление кровообращения, о котором они не могли себе дать ясного отчета при отсутствии познаний в анатомии, они объясняли увеличением объема сердца или ожирением. Затем после 50 лет, замечая ускорение сердцебиения, они полагали, что ежегодно сердце уменьшается в весе, вследствие чего наступает смерть у стариков. Заботясь об очищении крови, египтяне три раза в месяц (по некоторым через каждые 3—4 дня) принимали рвотные и слабительные. Главным лечебным средством они считали кровопускание, для чего ставили кровеносные банки, коими у них служили рога, отпиленные у верхушек.

В патологии талмудистов важную роль играло учение о кризисах: критическими явлениями, избавляющими кровь от болезни, считались пот, чиханье и испражнение. Они считали также, что желтуха происходит от задержания желчи, которая вместо того, чтобы быть выброшена испражнениями, вошла в кровь; водянку объясняли задержанием мочи. Гигиена их требовала заботы о правильном испражнении каждое утро. Талмудисты также основывали свою терапию на кровопускании, иногда даже ежемесячно с диетическою целью, после 60 лет реже; в некоторых болезнях, по их мнению, было необходимо извлечь четвертую часть всей массы крови.

В индийской медицине анатомия составляла слабое место, хотя исследование трупов не воспрещалось у индусов; но в физиологии проглядывает уже понятие о кровообращении, о пищеварении. выделениях и проч. Индийская медицина признавала три органические жидкости: желчь, воздух и слизь, далее пять основных элементов, каковы: земля, вода, огонь, воздух и эфир — источник света. Из этих элементарных веществ будто образуется семь органических продуктов, входящих в состав тела, а именно chylus, кровь, мясо, жирная клетчатка, кости, мозг и семя. Каждый предыдущий из исчисленных продуктов служит для образования последующего. Таким образом chylus, студенисто-водянистая жидкость белого цвета, составляющая результат пищеварения и продукт 4 родов пищи, проходя через печень и селезенку в сердце, окрашивается в красный цвет и превращается в первый источник жизни — в кровь, состоящую равным образом из всех 5 элементов. Из крови образуется все остальное. Относительно кровообращения полагали, что все сосуды выходят из пупка, как жизненного центра, и разветвляются в 700 мелких сосудов, орошающих тело подобно водопроводам. Общая патология считала признаком здоровья: ясность ума, нормальное состояние органов чувства, равномерное смешение органических жидкостей, правильное совершение отделений и жизненных отправлений тела. Болезнь наступала тогда, когда недоставало одного из этих условий. Главным же образом болезнь состоит в изменении или порче органических жидкостей: желчи, воздуха, слизи, из коих воздух преимущественно содержится в нижних отделах кишок — местопребывании сваренного, слизь накопляется преимущественно в верхних отделах кишок — местопребывании сырого, где пищеварение только начинается, а желчь занимает средние отделы и наполняешь преимущественно печень и селезенку. Всякое изменение этих соков влечет за собою накопление испорченных соков в одном из указанных мест. Это — первая фаза болезни. Вторая фаза болезни есть раздражение испорченных соков известными деятелями, как труд, пища, гнев, печаль, испуг, апатия, продолжительный сон. Третья фаза болезни — выступление испорченных соков из их первоначального местопребывания и переход в другие органы под влиянием упомянутых раздражений. Четвертая фаза болезни — расстройство органов от присутствия в них чуждых им испорченных веществ и изменения их внутреннего строения под влиянием разъедающего действия последних. Пятая фаза болезни — наступление явных патологических изменений, под влиянием расстройства органов. Вообще при излечении болезней индусы руководятся правилами, вытекающими из их взгляда на сущность здоровья и болезни. Так как здоровье состоит в гармоническом воздействии основных элементов на тело, а болезнь в прекращении или убыли основных жидкостей, то система их лечения основывается на уменьшении или увеличены этих жидкостей и регулировании жизненной силы, особенно по отношению к ассимиляции. Эта цель, а именно уравновешение уклонений в нормальных пропорциях элементов, достигается во-первых диетой, во-вторых — лекарственными веществами, служащими для удаления из тела испорченных соков, как рвотные, слабительные, очищающие тело изнутри, а также масла, потогонные и ванны, очищающие наружные покровы. Причиною болезней глаз индусы считают также порчу органических соков. Выдающееся место индийской медицины составляет эмбриология, и наблюдения над развитием зародыша делались с такою точностью, что выводы индусов вернее тех научных данных, которые выработала европейская медицина, чрез много, много веков позднее. Поэтому акушерство достигло в Индии соответственного совершенства. Заканчивая этим обзор основных принципов индийской медицины, мы видим, что из-за груды фантастических представлений, происходящих от малого знакомства индусов с анатомией, бросается в глаза творчество их и стремление к положительным знаниям. Читая индийскую медицину, нельзя не проникнуться удивлением к гению индусов, которые усвоили себе много правильных взглядов и додумались до всего в такую раннюю эпоху цивилизации. Смешав различия жидкостей и не зная, что все они есть продукты одной крови, они все-таки признали за последней первенствующее значение — и все это за 1000 л. до P. X.

У китайцев анатомия, вследствие отвращения к вскрытиям и страха прикосновения к трупам, не существовала. Неудивительно потому, что у китайцев встречаешь самые чудовищные и фантастические понятия о положении внутренних органов. Но, несмотря на это, как и другие народы, они считают лишь два начала в человеческом теле: жизненный дух и кровь, которые играют главную роль в китайской физиологии. От совершенного равновесия и гармонии этих начал зависят жизнь и здоровье, разъединение же их, изменение и порча производят болезнь и смерть. Различные же состояния тела узнают чрез посредство различных пульсов, составляющих продукт непрерывного прилива и отлива крови. Здоровье также зависит, по мнению китайцев, от свободного движения обращающихся в теле жидкостей и жизненных духов, т.е. воздуха, проникающего непрерывно в кровь и жидкости посредством легких. Приписывая главное значение одной только крови, китайцы создали учение о пульсе. Правила для исследования пульса изложены с величайшею подробностью. Всякое изменение в механизме движения крови вызывает, по их научным выводам, беспорядок в приливе и отливе крови и воздуха, в состоянии различных частей тела и в действии элементов на тело, причем в пульсе происходят соответственные изменения, по которым врач узнает состояние крови и воздуха. Лечение болезней вообще состоит в употреблении рвотных, слабительных и глистных. Болезни, происходящие от холода, лечатся теплыми лекарствами, а горячечные болезни — холодными. Большое внимание китайцы обращают на строгую диету и частые купанья, очищающие кровь. Главная забота китайской фармакологии состоит в очищении крови и соков, укреплении желудка и удалении газов.

Японцы свою медицину позаимствовали от соседних китайцев.

Гиппократ и его ученики принимали, что тело человека, как и всех животных организмов, состоит из четырех основных веществ: огня, земли, воздуха и воды. Этим основным веществам соответствуют основные жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь, которыми и определяются собственно физиологические процессы. В теле они имеют 4 источника, а именно: источником крови служит сердце, слизи — головной мозг, желтая желчь есть продукт печени, черная (и вода)—селезенки. Кровь служит для питания всех частей тела и есть источник животной теплоты и причина здоровья и хорошего цвета тела. Желтая желчь также содействует сохранению тела, предупреждая засорение сосудов и других многочисленных скрытых ходов, удерживая открытыми каналы, служащие для извержения продуктов разложения, и обладая в тоже время способностью изощрять чувства и помогать пищеварению. Черная желчь есть род осадка, служащего основанием для других влаг. Слизь сообщает гибкость и движение нервам, перепонкам, хрящам, суставам и языку. Здоровье зависит от равномерного смешения веществ и от гармонии присущих им сил, ибо тело составляет круг, в котором, следовательно, нет ни начала, ни конца и каждая часть тесно связана с остальными частями.

Гиппократ принимает два больших разряда причин болезней: 1) общие и преимущественно внешние влияния, куда относятся времена года, температура, вода, почва и в особенности эпидемические влияния, а также возраст и наследственность.

2) индивидуальные влияния: диета, упражнения. Согласно Гиппократу, каждое время года, отличающееся особым своеобразным характером и преобладанием той или другой температуры, всегда влечет за собой, у подверженных этим изменениям людей, ряд страданий, отмеченных одной и тою же печатью. Исследование этих изменений, испытываемых человеческим телом от перемены времен года и отзывающихся также на характере болезней, положило основание учению о характере патологических конституций и эпидемий, соответствующих особенным состояниям атмосферы. С не меньшею гениальностью разработана Гиппократом теория о влиянии климатов. Образование тела, духовные наклонности, храбрость, любовь к свободе — все это, по его мнению, зависит от закона климатов. Отсюда — свобода и храбрость греков с одной стороны и рабство и изнеженность азиатских народов с другой. Различие в характере болезней зависит также от возраста. Человеческому телу присуща внутренняя теплота, которая достигает своего максимума в детстве и, постепенно истощаясь по мере приближения к старческому возрасту, доходит в последнем до своего минимума. Из сходства этих изменений внутренней теплоты в разные возрасты с солнечными фазами вытекает сходство их со временами года, и каждому из них соответствует ряд болезней, аналогичный с болезнями, вызываемыми отдельными временами года. Все исчисленные деятели: времена года, климат, возраст, как болезнетворные причины, представляют следующие соотношения в своем действии на кардинальные жидкости: детство, весна и умеренные страны должны способствовать образованию крови, а следовательно порождать больше болезней крови и меньше болезней других влаг; юношеский возраст, лето и жаркие, сухие страны благоприятствуют образованно желтой желчи и зависящих от неё болезней; возмужалость, осень и страны с неровным суровым воздухом — образованно черной желчи и сопряженных с нею болезней; наконец, зима, старость и холодные, сырые страны порождают слизь и болезни слизи.


<<Назад

Читать далее>>


 

© 2013 Медицинские беседы. Powered by Kandidat CMS (0.0032 сек.)