Беседа VI (окончание)

Профессор Шёман справедливо говорит (S. 9): «патолог сам по себе еще не врач. Только основательное знание особенностей и действия отдельных лекарственных веществ ставит его в состояние назначить целесообразное для индивидуального случая болезни лекарство, в соответствующей форме и дозе. Беспристрастному человеку ясно, без дальнейших пояснений, необходимость основательных фармакологических знаний. Нет терапии без фармакологии, нет врача без терапии!»

Противники аллопатии указывают еще на следующее обстоятельство: считая каждое растение за весьма сложное и добывая из него алкалоиды или основания, что же делают аллопаты? Они смешивают эти алкалоиды по своему усмотрению. Природная смесь не поддается их строго-научному анализу, а почему же они имеют представление о действии их произвольной смеси? Не есть ли это безотчетный, грубый эмпиризм, обставленный лишь какою-то мнимою научностью?!

Во всяком случае здесь не видно никакой последовательности.

Про выжидательный метод Нотнагель и Россбах пишут: (стр. 5):

«Он по опыту возлагает большие надежды на стремление и способность животного организма преодолевать болезненные нарушения присущими ему физиологическими силами. Он, поэтому, старается от больного только устранить новые нарушения и поставить организм в возможно-удобные условия, в ожидании естественного исцеления. Применяемые лекарства имеют целью лишь психически успокоить больного, поддержать силы организма и устранять несущественные неудобства. Этот метод имел большой успех при острых и нервных болезненных состояниях».

Сторонников выжидательного метода много. Исходя из убеждения, что природа есть врач болезней, и не зная никаких верных лекарств, эти доктора занимаются лишь психическим успокоением больного. Даже, по мнению аллопатов, этот метод самый успешный во всех воспалительных болезнях. Один мой приятель, доктор, уверял меня, что благодаря выжидательному методу теперь смертность в тифе значительно уменьшилась, а так как он был во главе лучшей больницы, то статистические сведения были у него при себе и я должен был поверить ему. «Как же вы достигли этого?» спросил я. «Очень просто, ответил он. Весь вопрос сводится к питанию. Мы зорко следим, чтобы тифозные кушали по бутылке и более молока в сутки, также бульон и в случае сильного жара сажаем их в ванны 27-ми градусов. Холодные ванны отменены вовсе с тех пор как мы убедились, что они вредны и доводят больных до коллапса. Лекарства прописываются в виде разных сиропов, чтобы удовлетворить привычку больных лечиться микстурами, и только меняем по временам цвет сиропа, дабы больные верили, что им даются лекарства».

Но, в сущности, все эти доводы доказывают нам иное. С тех пор, как аллопаты бросили давать в воспалительных болезнях свои сильные лекарства, потрясающие весь организм человека, смертность уменьшилась. Это так и следовало ожидать; но разве подобный метод может быть назван научным и соответствовать истине? Древняя медицина также практиковала выжидательный метод в первые дни воспалительной болезни, пока не выяснится форма страдания и чтобы не насиловать организм больного, но он практиковался только вначале и никак не в продолжение всей болезни. Если доктор занимается только психическим успокоением больного, то может ли быть сомнение в том, что он не понимает сущности болезни, не знает чем бороться против неё и т. д. Не только тиф, но и воспаление легких лечится нынче на основании выжидательного метода. Следовательно, в противоположность всякому здравому смыслу, воспаление не только не уничтожается вначале, не уменьшается и не задерживается, а получает полную свободу распространения. Компрессы и лед нельзя назвать действительными средствами. Весь вопрос в одновременном действии на воспалившуюся кровь и, при помощи восстановления кровообращения, на местный процесс. Мои пациенты хорошо знают, каких быстрых результатов достигаю я и, конечно, потому, что понимаю болезнь, знаю средства для борьбы, а потому отвергаю смысл выжидания помощи природы при воспалениях легкого, когда природа во время болезни, конечно, сама нуждается в помощи.

Доктор Гэйвард, автор брошюры: «Современные способы лечения, о которой я уже упоминал в предыдущих беседах, говорить следующее о выжидательном методе: «если под выражением «современная медицина» мы разумеем практику наиболее известных и уважаемых членов профессии, то может быть, так называемый «выжидательный» метод имеет более права, чем все другие на это название. Этого метода, или, вернее, этого отсутствия метода, придерживаются те, которые считают лекарства, за небольшим исключением, бесполезными для лечения болезней. Приверженцы этого метода не верят в существование какого-либо терапевтического закона. Они, пожалуй, пропишут опий для облегчения боли, хинин в лихорадке, бромистые соли в судорожных нервных страданиях и другие паллиативы, хотя многие из них не решатся даже и на это, сознавая опасность ожесточения, которое так часто следует за временным облегчением. Они стараются давать безвредные лекарства в приятной форме, употребляют шипучие напитки, сиропы, натуральные минеральные воды и тому подобные средства. Если они не способны таким путем оказать помощь, то они утешают себя тем, что не принесут вреда лекарствами. Сознавая, какое значение люди придают лекарствам и какую веру питают в их действительность, они потворствуют тому, с чем сами не соглашаются, с целью развлекать больного, пока природа излечивает его болезнь. Они редко отказываются приписать себе выздоровление, если оно наступает; когда же результат менее благоприятен, то они могут, по крайней мере, облегчить положение умирающего и философски подчиниться тому, что предначертано судьбою. Лучшие из приверженцев выжидательного метода имеют немаловажный успех; те немногие специфические средства, которые им знакомы, они применяют удачно, паллиативы употребляются разумно; они удаляют причины болезни, где они явны и где это возможно; они насильственно не вмешиваются в усилия природы отделаться от болезни, но обращают свое внимание на пищу, климат, одежду, удобства и другие окружающие больного условия, и благосклонно следят за ходом выздоровления. Вся медицинская профессия была поражена, увидя, что результаты этого, сравнительно, ничего неделанья были гораздо благотворнее, чем результаты деятельных аллопатических и паллиативных мер».

Кончаю этим сегодняшнюю беседу.


<<Назад

Беседа седьмая>>


 

© 2013 Медицинские беседы. Powered by Kandidat CMS (0.005 сек.)