БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ:

___________________

Гигиена и предохранительная медицина.

 

История медицины указывает нам, насколько древние народы придавали значение гигиене во все времена своего развития и цивилизации. Так, за 6000 л. до P. X. у египтян гигиена играла чрезвычайно важную роль; религиозный закон предписывал умеренность и опрятность. С этой целью делались частые омовения, ванны, растирания тела мазями, далее советовался простой образ жизни, воздержание от известной пищи, например рыбы, луку, бобов. Каждый египтянин обязан был носить чисто вымытое полотняное нижнее белье; шерстяных платьев не позволялось брать ни в храм, ни в гроб. Дети должны были ходить босиком.

У древних евреев гигиена пользовалась высоким уважением. В книгах Моисея находятся прекрасные диететические правила, а также и другие, предписанные религиозными законами. Правила эти касаются браков между родственниками, отношений мужчины к женщине, изолирования не только больных, но даже подозреваемых в болезни, употребления их посуды, устройства кладбищ, времени погребения, способов приготовления пищи и т. д.

В индийской медицине гигиена составляет один из важнейших отделов и вошла даже в состав книги законов. То же самое у китайцев.

Теория Гиппократа о влиянии климатов и другие его взгляды на значение гигиены известны моим собеседникам из наших бесед.

Словом, истинный смысл гигиены понимался одинаково во все времена, и что тут удивительного, когда основанием этой науки служит религия, божественная истина.

Прежде всего, гигиена предписывает нам умеренность, воздержание, обуздание наших страстей, т.е. именно то, что гласят законы Божии. После этого будет понятно, почему постановка такой науки в медицине правильнее всех других; нигде нельзя встретить таких ясных определений о потребностях жизни и условий её, а также о причинах болезней человека, происходящих от неисполнения известных потребностей, как в теориях гигиены. Представителями науки руководит здесь истина и требования их основываются, поэтому, на верных данных, а не на предположениях и собственных умозаключениях.

Доказательства налицо. Перечисляя потребности жизни и условия её, наука гласит:

«Главный и основной закон, который необходимо соблюдать каждому человеку для сохранения жизни и здоровья, следующий: Питание (обмен веществ) должно совершаться правильно и необходимые для этого органы должны находиться в нормальном, т.е. здоровом состоянии. С прекращением обмена веществ наступает смерть; нарушения правильного хода его влекут за собою болезни. Обмен веществ происходит при помощи крови; поэтому последняя, составляя источник жизни, требует самых тщательных забот. В виду этого необходимо всегда заботиться о надлежащем количестве и качестве крови. Чтобы обладать надлежащим количеством хорошей крови, необходимо: 1) доставлять крови такие вещества, из которых состоит она и вообще наше тело, потому что только в таком случае кровь может снабжать наш организм тела веществами, которые необходимы для его обновления; 2) вещества, негодные для питания и вредные; должны удаляться из крови. Таких веществ содержится в крови довольно много, так как она беспрерывно воспринимает из всех органов потребленные и сделавшиеся негодными для питания составные части последних. Удаление из крови этих веществ, т.е. очищение её происходит чрез легкие, печень, почки и кожу, и совершается хотя и без участия нашей воли, но однако так, что мы можем содействовать ему. Но для того, чтобы кровь могла вполне выполнить свое назначение, т.е. питать организм, она должна течь живым потоком по всем частям тела. Из этого вытекает другое основное условие: необходимо поддерживать правильное обращение крови, столь важное для жизни и здоровья. Хотя кровообращение совершается без всякого участия нашей воли, однако мы можем влиять на него, предохраняя от порчи органы кровообращения и поддерживая их деятельность (движением, усиленным дыханием и т. д.). Кроме того, для правильного хода питания беспрепятственно обращающеюся кровью необходимо, чтобы последняя и тело наше имели надлежащую температуру (28 до 31° Р. или 35 до 38° Ц.). Эта степень тепла тела развивается преимущественно в крови, причем топливом служит отчасти пища, отчасти потребленные составные части различных частей тела; необходимый же для сгорания их кислород вводится чрез легкие в атмосферном воздухе. Следовательно, еще одно необходимое условие жизни: постоянно - и днем, и ночью - дышать хорошим, чистым воздухом и предохранять от порчи органы дыхания».

Как всё это ясно, коротко, правдиво и бесспорно! Вот истина, вот основание всей медицины, вот начало, из которого должны были бы развиваться все системы лечений, методы и теории. Мы видим в настоящее время, что после долгих и бесчисленных опытов люди науки, изверившись в своих способах лечения, все-таки вернулись к основе медицины, к гигиене, и думают исключительно с помощью гигиены бороться против злейших человеческих недугов. «Не надо лекарств! - говорят эти представители бессильной медицины: - лекарства мешают действию целительной природы!» Вместо приема лекарств они прописывают больным обстановку, гигиенические условия, правильное питание и т. д. К удивлению противников подобной утрировки и сторонников латинской стряпни - результаты получаются недурные и конечно лучшие, чем при приемах их лекарств. Как же это понять в теории и разрешить на практике?

У каждого мало-мальски серьезно-больного человека одновременно встречаются: нарушение правильного хода обмена веществ, далеко не надлежащее количество и качество крови и главное - неправильное обращение крови; всё это вместе и в зависимости одно от другого. И вот, для правильного питания тела врач гигиенист приказывает соблюдать следующие правила: 1) вводить в тело достаточное количество питательных веществ; 2) наблюдать, чтобы в употребляемой пище все питательные вещества содержались в надлежащей пропорции, т.е. соотношении, но ни как не слишком много одного и чересчур мало другого; 3) чтобы пищевые средства легко растворялись в пищеварительном снаряде, проникались пищеварительными соками и поступали в кровь; 4) чтобы, помимо вышеизложенного, для возбуждения аппетита и пищеварения, пища содержала и такие вещества, или приправы, которые хотя не способствуют поддержанию нормального состава тела, стало быть не могут быть отнесены к питательным веществам, но сообщают пище свойственный ей приятный вкус и запах.

Без этих условий не может произойти обновления крови. Но на каждом шагу встречаются больные, которые с отвращением относятся даже к запаху говядины; от яиц всмятку их тошнит и рвет. Что же делать врачу-гигиенисту в этих случаях? Как он исправит нарушенное пищеварение без лекарств? Наконец мужик, который вечно ест квас с луком, и по несчастью, не переносит молока, во время болезни, никак не в состоянии наблюдать, чтобы в употребляемой пище все питательные вещества содержались в одинаковой пропорции. В больницах тем более он не получает гигиенической пищи.

Для очищения крови гигиенисты предписывают больного поместить в обширную комнату, с чистым воздухом, чтобы выдыхаемая из легких углекислота могла беспрепятственно удаляться. Но спрашивается: поможет ли однако один воздух при болезни легких? Чтобы очищение крови печенью происходило правильно, надо добиться беспрепятственного и быстрого кровообращения в воротной вене. От снятия тесной одежды и тому подобных мер нарушенное кровообращение конечно никак не восстановится. Словом, не трудно прийти к заключению, что во всякой болезни главный вопрос - восстановить нарушенное кровообращение, без которого не вернется аппетит, не начнутся правильные отправления, не станет есть больной, хотя бы кушанья были точно смешаны в пропорции и приправлены самым вкусным образом и т. д. Восстанавливать кровообращение, хотя бы искусственным путем, не научились еще ни аллопаты, ни гомеопаты, ни гидропаты, ни гигиенисты, ни гипнотизеры, и даже о таком вопросе они и не мечтают еще. Нельзя же недвижимого больного заставить делать гимнастику! Ни в одной терапии не говорится о способе восстановлять кровообращение и нигде не упоминается о такой насущной необходимости. В описании болезни самого аппарата кровообращения, конечно, можно встретить известные указания, но они поневоле здесь напрашиваются, так как являются лишь для определения местного способа лечения. При страданиях других органов или в общих болезнях крови, это столь важное для жизни и здоровья условие упускается из виду. Облегчить или даже излечить местную болезнь, служившую видимым препятствием для правильности кровообращения, не значит еще восстановить правильный обмен веществ.

Человек, не увлеченный никакою односторонностью, разумеется, скажет, что всякая болезнь излечивается не иначе, как при помощи сил организма, и что пособие играет роль подспорья природе, но следует строго различать между собою предлагаемые подспорья. Гигиена - необходимое условие для действия подспорья и иногда её одной достаточно для легкой болезни, но это в весьма редких случаях. Религия и истинная вера, творящие чудеса, также как и строгое исполнение требований гигиены, могут, конечно, принести громаднейшую пользу; но в состоянии ли человек подчиняться её предписаниям, а именно обуздать свои страсть, быть во всём умеренным, воздержанным и т. д. Законы жизни, стоящие выше наук, гласят больше всего против гигиены. Люди, пользующиеся относительно хорошим здоровьем, никогда не заботятся о поддержании или сбережении его; заболевающие редко имеют достаточно терпения, чтобы подчиниться радикальному лечению и долго соблюдать необходимые правила гигиены. Вообще люди более заботятся о возврате своих пагубных привычек, от которых приходится отказаться во время лечения, чем о восстановлении более необходимого здоровья, от которого зависит жизнь, столь драгоценный дар для каждого. Наконец, труднобольные, видящие себя на краю могилы, готовы исполнять правила диеты и гигиены, но часто бывают в таком материальном (или нравственном) положении, что было бы оскорбительной насмешкой предлагать им требования гигиены, когда невозможно устранить причин, разбивающих всё их существование; богатые же соглашаются подчиняться требованиям слишком поздно. Сколько раз приходилось каждому из нас слышать, как врач предписывал больному, страдающему нервным расстройством, сильным раздражением, гигиеническое правило: не волноваться, ничего не принимать к сердцу и т. д.

Действительно, недоумеваешь иногда, для кого пишутся целые объемистые курсы гигиены, которые невозможно ни вместить в голове, пи провести в жизнь?! Читающие их, в результате не знают, что есть, что пить и как спать. Чтобы исполнять предписания теории гигиены, нужно не иметь никаких забот, дел и только с утра до ночи думать, так ли дышишь, как советует наука, так ли ходишь, так ли лежишь и в какую сторону головою, достаточно ли в кушаньях было белковых веществ, или слишком много жиру, а может быть и сахару и т. д. Советуется не насиловать деятельность мозга, но одна постоянная мысль о соблюдении правил гигиены лишит рассудка и отымет всякий здравый смысл. Люди, прежде всего, должны работать, кормить семью, исполнять обязанности пред Богом и Отечеством; для них слишком подробные гигиенические проповеди бесполезны. Дело врача - лечить и вести больного так, чтобы лечение было возможно и удобно всякому. Неисполнимые гигиенические требования можно сравнить с предписанием больным, не имеющим средств, ехать на воды за границу или в тропические страны. То и другое не есть ли доказательство несостоятельности способа лечения врача и бессилия его лекарства? Наконец, гигиена еще во многих своих основаниях составляет вопрос. Если неизвестно до сих пор, что полезнее человеку - питаться животною или растительною пищею, то в правилах её не может быть ни у кого уверенности. Каждый из нас знает таких, которые никогда не едят мяса и пользуются прекрасным здоровьем. Сторонники такой гигиены совершенно справедливо замечают, что питаться кровью животных, болеющих не менее людей, не может быть полезно человеку.


<<Назад

Читать далее>>


 

© 2013 Медицинские беседы. Powered by Kandidat CMS (0.0036 сек.)