БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ:

___________________

Гидротерапия.

 

Сегодня мы перейдем к рассмотрению одного из интереснейших методов лечения - к гидротерапии, которую я намерен изложить в подробности, так как она более других научна и теоретически верна. Для руководства я избрал труд профес. W. Winternitz’a («Руководство к общей терапии» Цимссена т. II, ч. III, перевод Р. Н. Манассеина. С.-Пб. Изд. Ривкера 1882 г.), который, разумеется, начинает с изложения истории гидротерапии. «Если бы - говорит профессор - представить непрерывное развитие медицинских направлений в форме кривой, ординаты которой были бы тем выше, чем дальше отходили господствовавшие в данное время воззрения от пути трезвого наведения в сторону мистики и спекуляции, то получилась бы сложная линия, богатая подъемами и спусками; но при этом с некоторой правильностью: те моменты, когда внимание врачей обращалось в водолечению, попадаются на крутых спусках кривой. Когда традиционная терапевтическая деятельность под знаменем софистики, которая в настоящее время нередко представляется нам даже совершенно непонятной, запутывалась в куче лекарственных средств, обыкновенно появлялся человек, который, то не сознавая своих мотивов и целей, то, напротив того, далеко забегая вперед сравнительно с его временем и с господствовавшими воззрениями, возбуждал внимание, указывая на могучее действие воды, и затем основывал большую или меньшую школу. Самые древние из имеющихся у нас медицинских документов относятся отнюдь еще не к началу медицины. В санскритских Ведах мы находим уже весьма богатый запас лекарств; между различными авторами этих книг, некоторые обнаруживают даже большие анатомические сведения, чем, казалось, можно было бы иметь в Индии, где вскрытия трупов были строго запрещены. В Ведах Сусрота, которые очень подробно занимаются диететикой, упоминается много раз и о воде, как о диететическом лекарственном средстве и даже как о противоядии. Тщательно регулируются число и время ванн, а мельчайшие подробности, в которые пускается автор, доказывают то важное значение, которое приписывалось этому предмету

У персов и халдейцев, у которых врачебное искусство находилось в руках магов, только существование священных прудов в соседстве храмов позволяет предполагать, что в их способе лечения омовения и ванны играли немаловажную роль.

Подобно тому, как Ганг у индийцев, и Нил у египтян был почитаем как божество, - ему приписывали способность оплодотворять женщин, подобно тому, как он оплодотворяет землю. Это был бог, укреплявший здоровье, излечиваешь болезни. На его берегах жрецы воздвигали свои храмы и собирали в них страждущих, которые излечивались молитвой и ваннами. Первые водолечебницы были теургического характера. Боги, главным образом Гермес, управляли этими лечебницами, а представители их, жрецы, держали в тайне в своих различных орденах свои химико-теургические сведения и пользовались чрезвычайным почтением в глазах народа.

Греческая медицина, представляющая отпрыск египетской, вначале остается верной своему происхождению; только мистерии, в прелестных священных лесах, под влиянием более возвышенного основного воззрения и вообще более гармонического развития, утратили многое из того мрачного и тяжелого, что обыкновенно связывается с теургическим культом. Вода у греков пользовалась большим уважением. Гомер не только поет о купающейся Навзикее, но и о купающемся Агеноре; в Ксантозе купается и выздоравливает раненый Гектор, а Теокрит рассказывает о купанье в реке 240 молодых девушек. Геркулес был божественным защитником целебных вод, и на древних монетах мы видим его изображенным таким образом, что его обливает струя воды изо рта льва; для знакомого с аллегорическим языком того времени, изображение это не может иметь иного значения, как указания на укрепляющие свойства воды. Свойства эти были известны древним. С одной стороны, целебные воды посвящались божеству, а в соседстве с ними устраивались храмы, посвящаемые Аполлону-исцелителю, а с другой - законы, окруженные религиозным нимбом, предписывали холодные ванны; в Спарте подобные холодные ванны положительно предписывались детям, девушкам и старикам, а о македонянах Геродот сообщает, что они до такой степени не любили теплые ванны, что жены их даже и после родов должны были купаться в холодной воде.

Храмы, посвященные Асклепиаду, стояли среди богатых источниками лесов, в соседстве целебных вод; из этих храмов наиболее знаменитые были Кеос и Книдос. Они управлялись жрецами строго-теургически. Ни один непосвященный не мог приблизиться к ним без предварительной продолжительной подготовки молитвой и очищением. Предварительное посвящение больного заключалось в многодневном строгом посте с ваннами, жертвами и молитвами. Мы видим здесь в мистической оболочке процедуры, несомненно напоминающие методическое лечение голоданием в водолечебницах нашего времени. На руне принесенного в жертву барана больной проводил ночь, причем во сне или видении, которое жрецы умели поставить на сцену, бог должен был явиться ему и дать безошибочный совет для излечения болезни. Впоследствии вошло в обычай гравировать на металлических пластинках имя больного, описание его болезни и тех средств, посредством которых он вылечился; это собрание послужило впоследствии материалом для образования действительной эмпирической медицины. По залам этих храмов ходил Гиппократ, и содержимое сказанных надписей послужило первым могучим возбуждением для этого великого ума, которому суждено было сделаться источником всех медицинских истин для последующих поколений (454 г. до P. X.).

Его система патологии - гуморальная. Как болезнь заключается в расстройстве равновесия жидкостей, так и сущность выздоровления обусловливается жидкостями. Он хорошо знал также и физиологические действия воды различной температуры. Первый высказал он мысль, что холодная вода согревает, а теплая охлаждает. Ему известны были обливания и обтирания. Теплые обливания производят сон, при обмороке полезно холодное обливание. Обливаниями он лечил столбняк и болезни суставов (кто не вспомнит при этом о том противодействии, которое до самого последнего времени встречало лечение сочленовного ревматизма холодной водой); он советовал холодные обливания, как исцеляющее и болеутоляющее средство. При этом его взгляды на гигиеническое значение воды были замечательно передовые. «Первая забота врача - говорит он - когда он приходит в какой-либо город, заключается в том, чтобы познакомиться со свойством употребляемой в этом городе воды, болотная ли она, твердая или мягкая, течет ли она из холмов или из скал» и т. д. Так как он знал, что повышение температуры составляет признак различнейших лихорадок, то он и предлагал против повышенной температуры употребление холодной воды. Ему не чуждо было даже и реактивное действие холода, и он умел им пользоваться. Если молодой, говорит Гиппократ, здоровый человек, без предшествовавшего ранения заболевает летом столбняком, то часто достаточно облить его большим количеством холодной воды, чтобы снова вызвать целебную в подобном случае боль. Стало быть, ему не чужды были наблюдения, которые повели к учению об отвлечении, равно как и наблюдения об отнятии тепла при продолжительном употреблении холодной воды; и он умел пользоваться как теми, так и другими, и всё это в то время, когда над умами его современников господствовали трансцендентальные спекуляции ПиФагорейской школы. Во введении естественных терапевтических основ мы видим впервые значительные начатки гидротерапии в научной медицине.

С этого времени вода занимает уже место в терапии, и так как её успокаивающие и противовоспалительные свойства всего резче бросаются в глаза, то мы и видим, что различные врачебные школы, появлявшиеся одна возле другой или одна за другой, пользовались водой преимущественно для лечения острых болезней.

Способ холодного купанья, описанный Гиппократом, обтирания и обливания - употреблялись и его учениками и последователями. Из его многочисленных диететических предписаний всего дольше держался совет давать при лихорадке пить холоддую воду. Но уже в 340 году до P. X. влияние египетской школы начинает брать перевес и ученики Chrysippus’a из Книдоса отвергали питье, как вредное. Против этого предрассудка, восстал человек, которого мы справедливо можем причислить к величайшим открывателям в области анатомии и физиологии, хотя непосредственно из его сочинений до нас не дошло ничего: это был Erasistratus из Кеоса; впрочем, медицина вскоре снова подпала под влияние боровшихся между собой философских систем; догматики и эмпирики спорят друг с другом, запас лекарственных средств умножается, правила рациональной диететики подвергаются забвению.

Далее профессор Винтерниц объясняет, что в это время упадка, Рим, в котором врачебное искусство стояло прежде на очень низкой степени, начинает заселяться врачами из Греции. При тех предрассудках, которые господствовали в старевшей республике против врачей, причем этими последними были только рабы, соединявшие с отправлением самого первобытного врачебного искусства самые низкие и постыдные занятия, в лице Асклепиада из Прусы мы, очевидно, должны признать совершенно необыкновенную личность. Из того, что о нём сообщает Плиний, можно видеть, каким высоким уважением пользовался он, как врач, вплоть до своей смерти, последовавшей в 59 году до P. X. В его терапии лекарства играли весьма второстепенную роль, главная же роль принадлежала диететическим мерам и гидриатическим процедурам. При лихорадочных болезнях он пользовал голоданием, при поносах заставлял пить холодную воду и назначал вино по определенным показаниям. Особенную важность он приписывал восстановлению свободного движения атомов (в расстройстве которого он видел суть болезни) посредством растираний; употребление последних привело, между прочим, и к открытию усыпляющего действия легких поглаживаний пальцами. Даже и при быстротечных заболеваниях он приписывал большое значение активным и пассивным движениям. В особенности и во многих, местах он указывает на важность воды, главным образом холодной, в виде обтираний, окачиваний и дождя. Со времени Асклепиада, который за свое последовательное и сознательное употребление воды, как самого существенного целебного деятеля, получил прозвание Psychrolutes, лечение холодной водой, повидимому, укоренилось в древнем Риме. Почва для этого способа была подготовлена тем лучше, что ванны, в качестве гигиенического средства, были в Риме в общем употреблении. Общественные купальни существовали уже до начала республики; купанье в реке принадлежало к числу гимнастических упражнений; не безызвестны также были и души или окачивания...


<<Назад

Читать далее>>


 

© 2013 Медицинские беседы. Powered by Kandidat CMS (0.0035 сек.)