Статьи о Серафиме Чичагове и его системе


Штабс-капитан Чичагов и его система лечения

Источник: "Медицинская Газета"

Особая система лечения

В двух томах «Медицинских бесед» более 1500 страниц. В них изложена история медицины от Гиппократа и до конца ХIХ века, подробно рассмотрен уникальный научный и практический опыт лечения, применявшийся автором труда в течение многих лет. Чичагов дает такое определение своей системе: «Создав особую систему лечения... я желал бы доказать, что медицина как наука... должна более всякой науки опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной Самим Творцом на пользу человечества, не забывая, однако, что врачу необходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но стараться искать корень болезни и в духу, или в душе человека. Только такой врач будет иметь возможность подать скорейшую и вернейшую помощь».

Насколько необходимы «Медицинские беседы» сейчас для простого терапевта, и как воспримет лечение рядовой невоцерковленный пациент?

Отличительной чертой медицинской системы Чичагова является индивидуализация лечения, применения закона подобия, точный подбор дозы растительных неядовитых средств, приготовленных по особому рецепту. И это-то чрезвычайно актуально в наши дни, так как современный человек испытывает психоэмоциональные нагрузки, отмечается хронизация заболеваний, аллергизация, нестойкий эффект и плохая переносимость медикаментозной терапии. Как утверждает автор «Медицинских бесед», точно подобранные растительные препараты в малых дозах гармонизируют систему регуляции организма, способствуя его выздоровлению.

Смеем надеяться, что ценность медицинской системы Чичагова будет возрастать в наши дни в связи с ухудшением экологической обстановки на планете, потерей духовных ориентиров. Но эту систему надо еще изучить, испытать. А где взять время бедному врачу, где найти необходимые материалы? Следует прежде найти книгу «Медицинское наследие священномученика митрополита Серафима (Чичагова)». Она привлекательна статьями современных врачей, их комментариями. Ниже мы более подробно коснемся темы переизданий трудов митрополита. Что касается нашей газеты, которая является популяризатором новых идей, то она впервые опубликовала материал о Чичагове еще в 1990 г. (см. «МГ» № 69 от 10.06.90).

Знатный и славный род

Леонид Чичагов родился 9 января 1856 г. в С.-Петербурге. Его отец, Михаил Никифорович Чичагов, дослужился до звания полковника артиллерии. Мать, Мария Николаевна, принадлежала к одному из наиболее известных дворянских родов Костромской губернии. Среди предков нашего героя два адмирала: В.Чичагов (1726-1809) - знаменитый мореплаватель, посвятивший свою жизнь исследованиям Северного Ледовитого океана; П.Чичагов (1765-1849) - русский морской министр, ставший одним из известнейших военных и государственных деятелей александровской эпохи.

Супругой молодого поручика стала (8 апреля 1879 г.) Наталия Дохтурова, дочь камергера двора Его Императорского Величества, внучатая племянница героя Отечественной войны 1812 г. генерала Д.Дохтурова. Скончалась она 36 лет от роду в 1895 г. Остались разного возраста (начиная с 9 лет) дочери Вера, Наталия, Леонида, Екатерина. Одна из внучек - Варвара Резон-Чичагова (1914-1999), в замужестве Чёрная, крупный советский ученый-химик, стала игуменьей Новодевичьего монастыря.

Митрополит Серафим, уже будучи на покое (пенсии), в 1937 г. был в третий раз арестован НКВД. Его расстреляли 7 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне. Он тяжело болел и лежал на носилках - в таком состоянии 81-летнего старика привезли на допросы на Лубянку. Невольно возникает вопрос: за какие такие немыслимые злодейства пустили пулю в лоб бывшему владыке? Оказывается, за контрреволюционную монархическую агитацию, оказавшуюся мнимой.

В 1988 г. Архиерейским собором Русской православной церкви Чичагов причислен к лику святых как новомученик. День памяти - 28 ноября/11 декабря.

На досуге изучил врачевание

Это очень редкий случай, когда человек далекий от медицины не только досконально изучил ее секреты, но и создал практически новое направление в ней.

Леонид Чичагов сначала учился в военной гимназии, затем окончил Пажеский корпус, и уж потом Михайловскую артиллерийскую академию.

В 1877-1878 гг. участвовал в Русско-турецкой войне, награжден тремя боевыми орденами. Однако в 1890 г. на удивление всем блестящий гвардейский штабс-капитан вышел в отставку и посвятил себя служению православной церкви, пройдя путь от старосты Преображенского собора до епископа и митрополита Ленинградского и Гдовского (1928), члена Святейшего синода. В 1933 г. в 77-летнем возрасте уволен на покой.

Нам, однако, интересно, когда и как началось серьезное увлечение Чичагова медициной. Еще во время Русско-турецкой войны глубоко верующий молодой офицер-аристократ научился по-настоящему сопереживать физическим страданиям раненых воинов и тогда же поставил перед собой задачу овладеть медицинскими знаниями для оказания помощи своим ближним. Его походная библиотечка стала пополняться медицинскими книгами, всевозможными «травниками», историческими исследованиями. А сразу после окончания войны с турками штабс-капитан начал интенсивно изучать медицину в Петербургском университете. Так что классические современные методы лечения ему были хорошо известны, но он избрал другой путь оказания помощи своим пациентам, которых у него насчитывалось около 20 тыс., было среди них и много тяжелых, от которых отказались другие врачи.

В 1891-1892 гг. вышел двухтомный труд «Медицинские беседы». И есть в его биографии еще одно свидетельство уже практической помощи раненым. В период Первой мировой войны Чичагов, будучи архиепископом Тверским и Кашинским, непосредственно участвовал в мероприятиях по организации помощи беженцам и оснащению необходимыми средствами госпиталей и санитарных поездов, собирал пожертвования, призывал епархиальный клир вступить в ряды военного духовенства, а приходских причетников - идти на военную службу.

Ко всему Чичагов является автором нескольких чисто богословских книг, занимался иконописью, живописью, сочинением музыкальных произведений.

Оказывается, еще до переиздания «Медицинских бесед» в 1999 г. его внучкой-игуменьей Новодевичьего монастыря шестью годами раньше в С.-Петербурге вышел в свет двухтомник «Да будет воля Твоя», в который вошли многие труды святителя-митрополита. А в 2003 г. он был переиздан в Москве в одном большом томе с прибавлением новых материалов. И наконец, в 2007 г. в издательстве Сретенского монастыря вышло «Медицинское наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова». А о нем самом в 1977 г. появилась замечательная книга воспоминаний Ф.Краснова-Левитина, где многие страницы посвящены митрополиту.

Так что мы дали читателям полную библиографию медицинской деятельности Чичагова. Изучайте, ибо, как считают специалисты, «Беседы» не потеряли своего значения и сейчас, они относятся к числу интересных историко-медицинских памятников конца ХIХ века.

Лучше один раз процитировать...

...чем много раз пересказывать. Мы попытаемся это сделать, но прежде все-таки сформулируем медицинское кредо Чичагова. По его мнению, главной причиной человеческих болезней являются дефекты крови и кровообращения: «неправильность кровообращения является побуждающей причиной ко всевозможным расстройствам». Лекарственные средства (растительного происхождения), приготовлявшиеся им для пациентов, имели целью воздействовать на кровь и кровообращение. Автор приводит обширные списки используемых им лекарственных растений.

Итак, пройдемся сначала по книге Чичагова «Что служит основанием каждой науки», вышедшей в 1890 г. Вот слова о троическом устроении человека: «...человек сотворен не из одного тела, а также из души и духа. Может ли наука в таком случае говорить об устройстве человека и болезнях его, отвергая религию, подобие человека с Создателем и Самого Бога? Наконец, к чему послужит такая наука, если она заботится лишь о доставлении помощи болеющим тканям и не желает знать о существовании души, неразрывно связанной, однако, с телом, и духа, вселяющего страх Божий, возбуждающего совесть и имеющего столь громадное влияние на чувствительную и деятельную сторону человека».

«Если бы человек всегда держался здравомыслия и благоразумия, - пишет будущий православный иерарх, - то встречал бы в жизни наименьшую долю случайностей, неприятных его сердцу, и, следовательно, имел бы наибольшую долю здоровья и счастья. Но мысленная сторона редко держит себя достодолжно, предаваясь мечтам и рассеянности, а деятельная уклоняется от своего нормального направления, увлекаясь непостоянными желаниями, возбуждаемыми непотребностями естества и пришлыми страстями».

Размышляя об этиологии болезней Леонид Чичагов пишет: «Вся Библия и Евангелие полны указаниями, что корень человеческих болезней кроется в их страстях. В таком случае в чем же заключаются причины болезней? Этот вопрос разрешается весьма легко, как только вникнуть в действие страстей на организм человека. Более чем ясно, что всякая страсть, влекущая к вредному образу жизни, увлечениям, необузданности характера и т.д., прежде всего производит порчу крови и порождает неправильность кровообращения; недоброкачественная кровь, питая ткани, изменяет их свойства, а измененное кровообращение производит приливы крови только к известным органам и тканям или частям тела и нарушает их деятельность. Болезнь же есть не что иное, как видимое или чувствуемое нарушение правильного хода жизненного процесса».

Положим, наше общество, находящееся в состоянии почти полного безверия, подобной православной дидактикой не проймешь. Но говорить об этом надо.

Теперь процитируем немного сам двухтомник «Медицинские беседы». Вот одно из основополагающих мест: «Вражда и преследование - это главные награды, благодарность некоторых больных - это временное утешение. Чтобы новое лечение приобрело сторонников, оно должно творить чудеса, добиваться таких крупных результатов, которые немыслимы для существующих систем; необходимо вырывать людей из объятий смерти. С другой стороны, подобные результаты лечения убеждают общество в сверхъестественности и автору приписывают духовные силы, что в глазах народа низводит это лечение опять-таки в область фантазии, шарлатанства и эксплуатации. Творить чудеса надо, а творящим их выражается недоверие и сомнение. Следовательно, остается одно: молчать, терпеть и выслушивать нарекания. Молчать, пока не наступит час, когда можно будет заговорить, не боясь за судьбу своего детища; терпеть, пока масса излеченных не заставит врагов лечения отнестись к нему с уважением; выслушивать нарекания, пока хулители и недруги, устыдясь своего пусторечия и злостного отношения, не обратятся сами за помощью в болезнях и не станут кланяться тому же человеку, которого несколько дней тому назад бранили».

Эта довольно пространная философская концепция. А вот конкретные выводы. Чичагов критиковал многие современные по тем временам медицинские концепции, поднимал на щит достижения народной медицины, описывал развитие медицины у древних народов и делал акцент на использование целительных сил природы. В этом плане интересно его утверждение о том, что «люди должны были бы пользоваться теми средствами, которые произрастают в той же местности, где они живут». Поэтому главным лекарством своей фармакологии он сделал препарат из сосны, который назвал БАЗИС. На самом деле он применял для лечения многие десятки трав, произрастающих как в России, так и в зарубежных землях. Мы не вправе давать ни одного рецепта Чичагова, это прерогатива лечащего врача. Из минеральных источников он использовал только серу, известь и минеральные воды. «Мои средства безвредны, предлагаются в малых дозах и действуют динамически, а не механически», - пишет автор. По каждому своему лекарству Чичагов дает критический обзор литературы, используя народные лечебники и даже рукописные источники монахов-знахарей. Главное же он черпает из гомеопатической литературы и собственных прувингов (испытаний) лекарств на больных.

Следует добавить, что 10-летняя активная медицинская деятельность Л.Чичагова сопровождалась яростной критикой, клеветой и преследованиями.

Как бы там ни было, личность митрополита Серафима несомненно достойна того, чтобы мы поминали его добрым словом.

Владимир ХРИСТОФОРОВ, спец. корр. «МГ».



Система оздоровления священномученика Серафима Чичагова. Часть 1-я.

Источник: Сайт RPMP.RU

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! У микрофона Православного радио Санкт-Петербурга врач-фитотерапевт Алифанов Александр Александрович.

В последнее время с разных уголков Российской Державы мне стали звонить и приезжать с вопросами о том, что я думаю о системе оздоровления священномученика Серафима Чичагова. Осенью я вернулся с заготовки лекарственных трав на Дону в Санкт-Петербург и подобные вопросы застали меня врасплох. Я ничего не знал о системе оздоровления Серафима Чичагова. Но вопросов становилось всё больше и больше, и мне пришлось изучить эту систему, чтобы составить своё мнение и поведать вам о нём. Для начала я сел за компьютер и просмотрел в интернете обе части фильма-лекции под названием «Оздоровление организма человека по методике священномученика Серафима Чичагова» студии «Обитель» Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Хочу признаться, я благодарен устроителям этого фильма и ведущей беседы об оздоровлении доктору Ксении Павловне Кравченко за то, что они обратили моё внимание на труд священномученика Серафима Чичагова (в миру Леонида Михайловича), изданный в 1891 году, «Медицинские беседы». Это стоило того. Читая труд, я с удовольствием погрузился в весьма зримое состояние медицины 19 века, с его проблемами, удачами и неудачами, идеями и реальной практикой.

Врачи того времени часто прибегали к лечению ядами: ртутью, сурьмой, мышьяком (т. 2 с. 47), причём в высоких дозах, и в результате такого лечения, далеко не всегда от болезни, состояние болящих ухудшалось и некоторые даже умирали. Врачи часто даже выделяли из растений яды – алкалоиды, например, стрихнин из чилибухи, и от подобных ядов болящие страдали. Лечение веществами, чужеродными организму, называется аллопатией, которая сейчас в 21 веке процветает в виде химических «лекарственных» воздействий. Слово «лекарственных» возьмём в кавычки, потому что собственно лечебным действием они не всегда обладают. Современная западная медицина, победившая в России 21 века и пытается лечить болезни сильнодействующими средствами, которые профессор Бурбелло Александра Тимофеевна прямым текстом называет ядами, как вы помните из нашего цикла радиопередач «Консилиум-2». Как вам известно давно из наших бесед, я так же называю их каиновы промышленные лекарства, потому что Каин – отец промышленности, и как я полагал ранее, лекарство, изготовленное промышленным способом всегда несёт на себе каинову печать осложнений.

Но тут вдруг с удивлением узнал, что и в прежние века врачи лечили ядами, даже выделяли их из трав и были уверены в своей непогрешимости. Собственно и сейчас некоторые терапевты искренне верят, что «лечат» больных. «Лечат» в кавычках. Но, кстати, многие терапевты уже разочаровались сегодня, а возвращаясь к Леониду.Михайловичу Чичагову, мы читаем у него: «вера в помощь лекарств пропала у большинства больных и у самих докторов» (т. 2, с. 16) И владыка Серафим, позвольте так его иногда называть, отказывается от принятого в медицине лечения ядами и погружается в фитотерапию и гомеопатию,

Я вам говорю это, дорогие братья и сестры, а сам испытываю редкое ощущение, словно участвую в перекличке веков. То же самое и сейчас – многие врачи уходят в фитотерапию, гомеопатию, в иные традиционные методы лечения. Ибо врачи очень консервативны по своему складу ума: чтобы убедиться в правильности системы, врачу нужны годы наблюдений и сотни реальных выздоровлений болящих, чтобы они поверили. И врач ещё должен пощупать руками, сделать анализы, ультразвуковое исследование и электрокардиограмму, то есть объективные методы исследования, доказательные для других, чтобы убедиться в реальности положительных изменений здоровья больного. А самое главное – катамнез, отдалённые многолетние результаты лечения. Однако в противовес обещаниям многие установки современной западной медицины не дают благоприятного катамнеза. Например, искусственно придуманный «золотой стандарт» лечения предписывает «лечить» атеросклероз и предупреждать инфаркты и инсульты аспирином. Но на фоне приёма аспирина те же пациенты получают в 75% случаев инфаркты и инсульты. И ещё получают язвы желудка, иммунодепрессию, спазм бронхов, поражение печени и почек от аспирина, а «золотой стандарт» лечения атеросклероза на самом деле является фантазией, и потому пишется в кавычках. А впрочем «золотой» смотря как это понимать…

Итак мы, врачи, очень консервативны, и разуверившись в стандартах аллопатии, то есть западной медицины, оставляем её как средство неотложной помощи, но в лечении большинства болезней терапевтического профиля они малоприемлемы. Как писал в своё время владыка Серафим: «История медицины есть демонстрация с одной стороны, бессилия терапии и систем, с другой могущество фактов.» (т. 2, с.3) Он напоминает нам, что не следует преувеличивать ценность лечения как такового, ибо нередко болезнь проходит и сама. Ярким примером является самовыздоровление от острой респираторной вирусной инфекции: лечим насморк – проходит за неделю, не лечим насморк – проходит за неделю. Надо ли бросаться в бой и лечить болезнь? Имеем ли мы крепкую уверенность, что можем вылечить больного без вреда для него? Подобные вопросы всегда стоят перед специалистом. Молодые бросаются в бой, а опытные не всегда.

Вы слушали, дорогие братья и сестры, нашу передачу с профессором Алексеем Николаевичем Кокосовым «Саногенез», в которой мы обсуждаем, что Господь нам дал средства, резервы внутри организма, к самоисцелению. Это касается не только простуды, но я могу привести в пример даже такое тяжёлое трудноизлечимое заболевание, как саркоидоз (поражение легких). Сам наблюдал: пациентка пила преднизолон – стало хуже, отошла от преднизолона – и выздоровела. Леонид Михайлович Чичагов пишет: «Природа, действующая самостоятельно и противодействующая всему неестественному излечивает наши болезни (т. 2, с.13)».

Владыка Серафим – плоть от плоти своего народа и традиций медицины от первых веков до современности, а потому и выбрал фитотерапию неядовитых трав и гомеопатию малых доз: «Если проследить за средствами которые встарину считались, а также и теперь считаются, наиболее полезными для крови человека, то нельзя не приметить, что все они не ядовиты» (т. 2, с. 86)». Особенно неприемлемым он считал использование ядов детям: «Нельзя детям ядовитые лекарства аллопатии» (т. 2, с. 68)». Если перенести этот принцип в 21 век, то нельзя делать детям прививки и реакцию Манту, содержащие ртуть, фенол, алюминий, от которых наступают нередко тяжелые поражения нервной системы в виде эпилепсии или детского церебрального паралича. (А. Коток. Беспощадная иммунизация. Правда о прививках. Новосибирск, 2006 г., сс. 55, 65, 76-94, 229)». У меня, братья и сестры, много мамочек, просящих о помощи в таком тяжёлом заболевании, некоторым удаётся помочь, но не всем. И детям нельзя давать, например, парацетамол, поражающий печень и иммунную систему (А. Б. Зборовский, И.Н.Тюренков. Осложнения фармакотерапии. М., 2003 г.).

И тут, братья и сестры, мы подходим к основному вопросу медицины, PRIMUM NON NOCERE, ГЛАВНОЕ – НЕ НАВРЕДИ. Подходя к основополагающему вопросу в медицине о пользе и вреде, что можно сколь угодно спорить у постели каждого больного, о целесообразности лечения тем или иным способом, а болезней более тысячи нозологических форм и десятки тысяч вариантов у постели больного,.. Нужна целая парадигма, то есть сложная система научно доказанных взглядов, которыми можно руководствоваться в каждом конкретном случае. И лично я такую разработанную систему нашёл. Приехав из русской глубинки в Санкт-Петербург, я искал, у кого бы поучиться, чтобы совершенствовать свои медицинские знания. Оказывается, единственная парадигма, достойная внимания в нашей стране, разработана в Санкт-Петербургском государственном химико-фармацевтическом институте, теперь академии, школой профессора Лесиовской Елены Евгеньевны и профессора Пастушенкова Леонида Васильевича.

Нужно признать очевидное, - фармацевтикой пронизана вся наша жизнь, так как аллопатия в виде западной медицины победила в СССР и теперь захватила почти все умы врачей России, а лекарства никто лучше фармакологов знать не может. – Как они разрабатываются, как проверяются, как изготавливаются, как используются, все их слабые и сильные стороны. В СП ХФА, солидном учебном заведении десятки профессоров, сотни научных сострудников и тысячи студентов на протяжении более четверти века создали непревзойдённую, могущую поспорить с любым медицинским вузом мира, систему взглядов на те или иные лекарства. И возглавлял эту работу сначала профессор кафедры фармакологии Пастушенков Леонид Васильевич (помолимся об упокоении раба Божьего Алексия), и затем его ученица проректор по научной работе СП ХФА профессор Лесиовская Елена Евгеньевна. И девизом работы этих достойных специалистов стал не пустой звук от клятвы Гиппократа, а истинное соблюдение принципа: PRIMUM NON NOCERE, ГЛАВНОЕ – НЕ НАВРЕДИ.

Учение их показано в изданных руководствах, главное из которых: «Фармакотерапия с основами фитотерапии». В них демонстрируется опасность бездумной аллопатии и рекомендуется переход на фитотерапию неядовитыми травами, особенно в случаях хронических болезней. Через 100 лет после выхода книги «Медицинские беседы» уже повсеместно запрещаются лекарственные травы, содержащие алкалоиды, даже в небольшом количестве, и эта тенденция современной медицины составляет большой положительный шаг по сравнению с 19 веком. По поводу других сильнодействующих ядовитых веществ нельзя сказать, чтобы успехи были огромными, они продолжают рекомендоваться, ибо «большую фарму» в ближайшее время никто победить не сможет. Но школа Е.Е. Лесиовской – Л.В.Пастушенкова создала систему фитотерапии, базирующуюся на принципе: «лекарство не должно быть опаснее самой болезни». Елена Евгеньевна Лесиовская не устаёт повторять, что мы можем не помочь больному, но важнее другое – важнее не навредить. Именно об этом говорит и Леонид Михайлович Чичагов: «Цель медицины – приносить безусловно одну пользу: лучше, чтобы лекарство никакого не имело действия, чем оказывало вред.» (т.2 с. 37)

Владыка Серафим писал: «Я не автор новой медицины, а лишь составитель новой фармакологии, новой дозировки лекарств и нового способа их употребления, изобретатель проверенного способа диагносцирования болезней и сторонник предохранительной медицины (т.2, сс. 2-3)».

Итак, осмелюсь немножко утомить слушателей Православного радио Санкт-Петербурга подробностями фармокологии, коль владыка Серафим считал себя «лишь составителем новой фармакологии».

В 1993 году Божьей милостью я познакомился с учёными и начал возить в Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический институт лекарственные травы с Дона на исследования с целью дальнейшего возможного их применения в лечебной практике. Первое, что они делали, – проверяли наши донские травы на токсичность. И если проверка на животных показывала какую-либо токсичность, эти виды лекарственного растительного сырья не брались в дальнейшую разработку. Но если токсичности обнаружено не было, тогда дальнейшее изучение продолжалось. PRIMUM NON NOCERE! Леонид Михайлович Чичагов писал: «…При выборе лекарственных средств, - я положительно предпочёл отвергнуть яды и определил, что мне следует стараться найти между неядовитыми средствами равные по действию общеупотребительным ядам (т. 2, с. 37)». 39 «Итак я построил свою фармакологию на принципе лечения преимущественно неядовитыми средствами, и если допускаю некоторые слабо-ядовитые растения, то парализую их влияние на кровь и ткани самой минимальной дозировкой (т. 2, с. 39)».

В благожелательном отзыве о трудах Гиппократа он писал, что ему бросалось в глаза нарушение равновесия организма и что задача медицины заключалась в восстановлении этой нарушенной гармонии. Подобные представления показывает нам и одна из первых (и главных) лекций на своих курсах по фитотерапии Елена Евгеньевна Лесиовская: нервная, эндокринная и иммунная системы составляют единый треугольник, и все нарушения равновесия в этом треугольнике приводят к болезни. Поясню, что это означает на практике. Вот часто встречающийся пример: молодые женщины, чтобы избежать нежелательной беременности, принимают гормональные противозачаточные средства, и нередко получают побочные эффекты – ожирение, холестаз, болезни печени, варикозное расширение вен, частые простуды. Затем иногда бесплодие. Потом крах личной жизни и депрессия. Грех и наказание за грех. И это я видел в реальной жизни неоднократно. Поэтому фитотерапевтическая школа утверждает: «Опасайтесь приёма любых гормонов, всё ваше внутреннее равновесие может разрушиться». А некоторые гинекологи-аллопаты считают наоборот, – «пейте диане-25 и у вас, женщины, всё будет хорошо».

Справедливости ради нужно заметить, что не только фармацевтика синтетических средств, но и современная фитотерапия недостаточно хорошо соблюдает принцип ненарушения равновесия.в треугольнике нервная-гормональная-иммунная системы. Многочисленные сборы трав и биологически активные добавки, продающиеся в аптеках, содержат мощное гормональное растение солодку голую, эффекты которой сравнимы с действием глюкокортикостероидов, а эстрогеновое действие с эстрадиолом. И опять, некоторые пациенты, покупающие подобные препараты начинают толстеть, у женщин нарушаются менструальная функция, работа нервной системы, ухудшается иммунитет, мужчины тоже приобретают проблемы. Один крупный производитель фитопродукции даже жаловался мне однажды, что сожалеет о том, что привлёк к разработке препаратов не Елену Евгеньевну Лесиовскую, а других фитотерапевтов. 20 лет назад на фитопрепараты была получена документация, произведены расходы, а теперь стабильная продажа во всех уголках страны продолжается, деньги идут потоком, и никто не захочет улучшать свои наработки и приводить их в соответствие с принципами научно разработанной фитотерапии. Нужно тратить на это дополнительные средства. Аптечный бизнес пока далёк от интересов пациента.

Вернёмся к принципам новой фармакологии Леонида Михайловича Чичагова. Он писал о «многосмешении в лекарствах»: «Если каждое лекарство можно испытывать только порознь, для познания его свойств, то при лечении болезней не может быть допущено многосмешение, то есть уничтожение определённых свойств (т. 2, с. 50)». И действительно, недопущение многосмешения лекарств, о котором мы вам, дорогие братья и сестры, рассказывали в программе Консилиум-2 с профессором Бурбелло Александрой Тимофеевной, декларируется и современной фармакохимической медициной (А.Т.Бурбелло. Совместимость и несовместимость лекарственных средств. Проблемы взаимодействия. СПб, 2009г). На современном языке «многосмешение» называется «полипрагмазия». Почему декларируется, потому что полипрагмазия отмечена как недопустимое в фармакотерапии явление, однако всё равно больным назначают пить таблетки горстями. Ибо задача пациентов – потреблять как можно больше синтетических средств, чтобы кормить производителей лекарств. Академик РАМН Александр Борисович Зборовский и член-корреспондент РАМН Иван Николаевич Тюренков восклицают: «Иногда приходится удивляться выносливости организма больного, получающего комбинацию из 5-7 препаратов и более (А. Б. Зборовский, И.Н.Тюренков. Осложнения фармакотерапии. М., 2003 г., с. 12)».

Подобное состояние допустимости «многосмешения» трав присутствует и в современной фитотерапии, в сборах их составители намешивают по 10-20, иногда даже 50 наименований. Против такого многосмешения лекарств выступает фитотерапевтическая школа СП ХФА, заявляя о том, что сборы из трав должны быть малокомпонентными, по три-четыре наименования. Этой же точки зрения придерживаются и другие врачи. Например, профессор Кокосов Алексей Николаевич рассказывал мне, что в одной из своих поездок в Бурятию он там встретил эмчи-ламу, буддистского лекаря. Тот рассказал, что сборы трав должны быть малокомпонентными. Чем меньше буддистский лекарь в сбор для больного добавляет трав, тем лучше он эти травы знает. Эмчи-лама, правда, оказался выпускником Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга.

А теперь продолжим повествование о текущих событиях нашего времени. Как известно, дорогие браться и сестры, на протяжении последних 19 лет под неусыпным патронажем Елены Евгеньевны Лесиовской нами разрабатывались фитопрепараты и методики Монастырской аптеки. И в наших сборах трав я старался включать по три наименования лекарственного растительного сырья в честь Святой Троицы или четыре наименования в память Креста Господня. А вот настойки почти все состоят из одной травы. Таким образом, в систему Монастырской аптеки неожиданно вошёл принцип владыки Серафима о недопустимости многосмешения лекарств. Он пишет: «Чем сложнее болезнь, тем она требует меньше лекарств. Более двух лекарств, употребляемых порознь, никогда не может понадобиться (т. 2, с. 65)».

Если вы ещё не утомились, братья и сестры, от моей любимой фармакологии, обсудим ещё несколько важнейших вопросов. Одним из них владыка Серафим считал вопрос дозирования лекарств: «…Я утверждаю, что благодаря только неправильной дозировке лекарств в аллопатии, влияние их бывает редко удачно (т. 2, с. 16)». Даже перенося это мнение на почву современного фармакохимического лечения, могу привести в пример «лекарства от давления». Выпил пациент таблетку, и давление упало с 200120 до 10070. Пациент падает в обморок от резкого снижения давления и ухудшения мозгового кровотока и может сутки пролежать в постели. Мало кто знает, даже не всем врачам известно, что современные лекарства производятся в «лошадиной» дозировке и приём их нужно начинать с четвертушки таблетки. То же и в фитотерапии. Доза должна быть чайная ложка на стакан кипятка в сутки, а не столовая и не две столовых ложки. Сам владыка Серафим делал спиртовые настойки из лекарственного растительного сырья давал больным по 3-12 капель тинктуры и даже разбавлял их во много раз водой (его термин разжижение в три раза), что соответствует гомеопатическим разведениям (т. 2, с. 77). Используя наши настойки, вы, дорогие братья и сестры, видите в наших аннотациях дозу для взрослых по 5 капель три раза в день на столовой или десертной ложке воды.

Леонид Михайлович Чичагов отметил ещё важнейшую особенность фармакологии, которая на 100% соответствует теперешнему положению вещей: «Понятие о силе лекарства весьма неправильно вообще в обществе и даже в аллопатии. Принято понимать под словом «сила» - количество, вес даваемого лекарства, и большинство предполагает что действие лекарства обнаружится скорее от большаго количества чем от меньшаго (т. 2, с. 22)». И в наше время мы отмечаем непрерывное стремление врачей и больных лечить высокими дозами, но на самом деле исследования, проведенные в Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии доказали, что малые дозы могут действовать сильнее, чем большие, и зависимость дозаэффект волнообразно, а не прямолинейно. Об этом вы можете послушать, братья и сестры в наших беседах «Главные принципы фитотерапии» и «Типичные ошибки фитотерапии». Владыка Серафим абсолютно правильно заметил: «…Наконец, понятие о силе весьма относительное: что одному сильно, то другому слабо, и наоборот (т. 2, с. 22).» Так же и мы говорим своим пациентам об индивидуальном подборе доз. Лучше начинать с минимальных. Одному может помогать три капли, другому десять капель спиртовой настойки трав. До сих пор я помню, как во время моих лекций на «Православном радио Санкт-Петербурга» на 4-м этаже несколько врачей посмеивались над декларированными мною дозами чайная ложка травы… Уж они-то, дескать, знают, какие дозы лекарств и с какой точностью нужно давать. Осмелюсь заявить, клиническую фармакологию я тоже немножко знаю, слава Богу, посланы мне блестящие учителя. И подсчёт дозы лекарства по клиренсу креатинина и клиренсу антипирина тоже мне знаком. Но вопрос о дозах может повернуться совершенно неожиданной стороной. И вот какой. Индивидуальная чувствительность настолько различна, что эффективные дозы одного и того же лекарства для разных больных могут отличаться в 10-20 раз. А, следовательно, в конечном итоге, принцип индивидуальности уничтожает полностью принцип среднестатистической дозировки производимых лекарств, которые продаются в аптеке. Ещё раз напомню, что реально в 21 веке лекарства повсеместно производятся в основном в дозе для лошадей. И как учит фитотерапевтическая школа, в индивидуальном подборе дозы лекарственных трав начинать надо взрослым с 13 чайной лржки травы на стакан в день, а настойки даже лучше начинать с капли на приём. Это особенно верно для ослабленных больных и стариков. А детские дозы должны быть ещё ниже, в 7-10 раз. То же точно подметил и владыка Серафим: «Все нервные болезни и нервные субъекты требуют более слабых доз, чем остальные, детям и старикам также соответствуют меньшие дозы лекарств, сравнительно со взрослыми (т. 2, с.65)».

В своей книге «Медицинские беседы» Леонид Михайлович Чичагов не обошёл вниманием и постановку диагноза. «Диагноз должен состоять…из контрольного диагноза с помощью лекарств… в моей системе является новостью упомянутый контрольный диагноз с помощью лекарств (т. 1, с. 550)». Здесь владыка Серафим прозрел в будущем тот подход в диагностике, которому нас учили в мединституте уже спустя почти 100 лет. Диагностика, исходящая из результатов лечения сегодня в медицине называется «диагностика ex uvantibus». Могу от себя тоже сказать что-то новое. Мы в формирующихся принципах новой монастырской медицины 21 века, в условиях повсеместного применения различных лекарств, химических и нехимических, которыми буквально пропитан организм почти каждого пациента, посещающего врача, включаем новое понятие «фармакохимический статус пациента». В анализе того, как повлияло то или иное лекарство на больного, врач, хорошо знающий фармакологию, может более точно провести диагностику болезни. Об этом, братья и сестры, вы можете послушать в нашей беседе «Фармакохимический статус пациента».

И далее владыка Серафим пишет: «...Он (проф. Гергардт) говорит,что диагноз должен обнимать все болезненныя изменения, происшедшия в больном организме. Как в физиологическом, так и в анатомическом отношении, не ограничиваясь одним навязыванием ярлыка болезни, а разъясняя способ происхождения болезненных явлений и взаимное между ними отношение… (т. 1, с. 550)». Этот подход взаимного отношения между болезнями, процитированный от другого автора, в следующем веке реализовался в принципах интегративной медицины. У нас, в Петербурге, секцию интегративной медицины при Обществе терапевтов им. С.П.Боткина возглавляет академик РАМН Александр Владимирович Шабров. Маленький пример интегративного подхода вы, братья и сестры, можете найти в моём докладе «Дискинезии желчевыводящих путей и сочетанная патология» на нашем сайте «Православная медицина: избавление от недугов».

Вернёмся к системе оздоровления владыки Серафима. Во главу угла он ставил очищение организма «кровь делается источником всех болезней, если в ней задержатся и скопятся негодные и вредные вещества (т. 2 с. 3).» Сейчас, братья и сестры это вполне актуально. Кроме того, что пища плохо переваривается и бродит в желудке и кишечнике, имеенно это имел в виду Л. М. Чичагов, в 21 веке нас кормят не только лекарствами, но и ядами, содержащимися в пищевых продукта: нитратами, гормонами, антибиотиками, консервантами, усилителями вкуса и проч. Он писал, что «мы можем содействовать удалению этих веществ через легкие, печень, почки и кожу (т. 2, с. 6).» В теперешнее время об очищении организма много говорит крупнейший специалист в области разгрузочно-диетической терапии (лечебного голодания) профессор Алексей Николаевич Кокосов, называя РДТ элиминационной (выводящей) терапией. И в нашем подходе благодаря фитотерапевтической школе мы широко используем гепато- и нефропротекторы для ускоренного метаболизма и элиминации отходов организма с целью выведения вредных веществ. Можете познакомиться с нашими методиками возвращения равновесия здоровья, противоопухолевой методикой и избавления от недугов гепатитов. Все они основаны на принципе очищения.

Важнейшим элементом лечения владыка Серафим считал улучшение свойств крови и восстановление нормального кровотока: «…Кровь должна течь живым потоком по всем частям тела… необходимо поддерживать правильное обращение крови (т. 2, с. 6)». «От каждого лекарства я требую, так сказать, два свойства: 1) влияние на кровь или какой-нибудь из органов и 2) влияние на кровообращение. Эти два принципа и составляют основу моей системы лечения (т. 2, с. 16)» Вот и вы, братья и сестры, познакомились с нашими настойками разжижающими кровь, настойкой улучшающей кровоснабжение и заметили их замечательное действие.

В завершение позвольте несколько минут беседы посвятить ещё одному удивительному прозрению владыки Серафима. В Медицинских беседах он писал: «…Не следует понижать температуру, (потому) что высокая температура обозначает напряжение организма в борьбе с одолевающим его недугом и что лучшим жаропонижающим средством будет то лекарство, которое излечивает самую болезнь (т.2, с. 24)». Современная наука подтвердила это прозрение, а «напряжение организма в борьбе с одолевающим его недугом» сейчас называется иммунитет, в частности, повышение циркуляции в крови кроме клеточных элементов, ещё и пирогенных (повышающих температуру) интерлейкинов, интерферонов и фактора некроза опухолей. Профессор Георгий Иванович Карпухин, бывший директором НИИ гриппа при РАМН, пишет: «За последние годы всё больше специалистов поддерживают точку зрения, что температурная реакция больного в большинстве случаев – явление положительное… Поэтому «бороться с температурой» чаще целесообразно лишь при её чрезвычайно высоком подъёме (до 40 град) - гиперпирексии (Г.И. Карпухин, О.Г.Карпухина. Диагностика, профилактика и лечение острых респираторных заболеваний. СПб, 2000г. – с. 141)». То же и при хронических болезнях сейчас учёные спорят: «Нужно ли искусственно подавлять повышенную температуру нестероидными противовоспалительными средствами?» Владыка Серафим советует: «…Хотя противолихорадочные средства … и понижают температуру, тем не менее такое безлихорадочное течение не только не ослабляет силы болезни, но даже ни на минуту не сокращает ея продолжительности, а, наоборот, скорее наблюдается замедление в выздоровлении (т. 2, с. 24)». И действительно, те, кто пьёт парацетамол при простуде – чаще болеют дольше, чем те, кто пьёт, например, только наш сбор противопростудный № 1. Это доказано многолетней практикой.

Итак, дорогие братья и сестры, подведём краткий итог нашей беседы. Кадровый военный, полковник русской армии, кавалер ордена Почётного легиона Франции, Леонид Михайлович Чичагов по велению сердца взялся за изучение медицины и приобрёл большую практику, составив свою систему оздоровления, в которой главной причиной болезней назвал нарушения крови. В этом некая параллель с трудами полковника медицинской службы подводника ВМФ СССР профессора Леонида Васильевича Пастушенкова, примерно через 100 лет создавшего учение о гипоксии (кислородной недостаточности) и накоплении недоокисленных продуктов как первооснове большинства болезней (Е. Е. Лесиовская, Л. В. Пастушенков. Фармакотерапия с основами фитотерапии. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2003 г., с.20).

В дальнейшем Леонид Михайлович Чичагов отверг лечение сильнодействующими ядовитыми средствами и перешел в фитотерапию и гомеопатию. Точно также профессор кафедры фармакологии СПб ХФИ Леонид Васильевич Пастушенков и присоединившаяся к нему Елена Евгеньевна Лесиовская критически отнеслись к повсеместному западному методу лечения сильнодействующими синтетическим лекарствами и создали фитотерапевтическую школу малых доз. Будучи человеком нецерковным, советский полковник Леонид Васильевич Пастушенков пришёл к указанным принципам чисто научным путём.

Вот краткий перечень прозрений владыки Серафима, которые совпали с позднейшими открытиями фундаментальной медицинской науки 21 века.

1. Отказ от ядов. - PRIMUM NON NOCERE, ГЛАВНОЕ – НЕ НАВРЕДИ.

2. Переход к фитотерапии и гомеопатии.

3. Указание на саногенез, как возможность самовыздоровления.

4. Диагностика ex uvantibus – из результатов лечения.

5. Малые дозы лекарств.

6. Индивидуальный подбор доз.

7. Отказ от многосмешения лекарств - избежание полипрагмазии.

8. Возвращение равновесия здоровья.

9. Очищение крови – элиминационная терапия.

10. Восстановление артериального и венозного кровотока

11. Восстановление работы печени, почек и других органов (гепатопротекторы, нефропротекторы и проч.)

12. Признание повышенной температуры как полезного защитного механизма.

13. Непривязанность к одному диагнозу – интегративный подход.

14. Профилактическая направленность.

Можно этот список продолжать ещё долго, но размеры радиопередачи не позволяют дальнейшее продолжение темы. Главное, что прозрения владыки Серафима позволили ему вылечить тысячи больных, а в следующем веке были подтверждены работами одного из крупнейших научно-практических медицинских учреждений СССР, а потом и России, а также крупнейшими специалистами-врачами нашей родины. Мне кажется, это означает благословение Господне над трудами владыки Серафима. Проводившиеся в СП ХФИ фундамендальные научные разработки вылились в источник создания Монастырской аптеки, начало которой положено в 1993 г нашей встречей Божественным промыслом с Еленой Евгеньевной и Леонидом Васильевичем, и которой некоторые из вас, дорогие братья и сестры пользуются уже более 10 лет. Вызывает удивление, но факт, дорогие братья и сестры, что на основе науки и врачебного опыта мы пришли к признанию таких же законов лечебного дела, не зная о существовании труда священномученика Серафима Чичагова. Как оказалось, основные положениия его системы оздоровления, но в современных терминах, вы слушаете на «Православном радио Санкт-Петербурга» уже 9 лет! Спаси вас Господи. С вами был врач-фитотерапевт Алифанов А.А. Вы слушали первую часть беседы о системе оздоровления священномученика Серафима Чичагова. Всем здоровья и радости во Христе.

Список литературы.

Л. М. Чичагов. Медицинские беседы. В двух томах. М., 1999г. Репринт с изд. 1891г.

Е. Е. Лесиовская, Л. В. Пастушенков. Фармакотерапия с основами фитотерапии. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2003 г.

А.Т.Бурбелло. Совместимость и несовместимость лекарственных средств. Проблемы взаимодействия. СПб, 2009г.

А. Б. Зборовский, И.Н.Тюренков. Осложнения фармакотерапии. М., 2003 г.

Г.И. Карпухин, О.Г.Карпухина. Диагностика, профилактика и лечение острых респираторных заболеваний. СПб, 2000г.

А. Н.Кокосов. Саногенез (о науке и практике врачевания). СПб, 2009 г.

А. Н. Кокосов. Разгрузочно-диетическая терапия. Руководство для врачей. СПб, 2007г.

А. Коток. Беспощадная иммунизация. Правда о прививках. Новосибирск, 2006 г.



 

Система оздоровления священномученика Серафима Чичагова. Часть 2-я.

Источник: Сайт RPMP.RU

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. В эфире «Православного радио Санкт-Петербурга» врач-фитотерапевт Алифанов Александр Александрович. Переходим ко второй части нашей беседы о «системе оздоровления человека священномученика Серафима Чичагова». Я снова хочу высказать благодарность студии «Обитель» Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, создавшей фильм-лекцию доктора Ксении Павловны Кравченко, которые обратили моё внимание на труд Леонида Михайловича Чичагова «Медицинские беседы», изданный в 1891 году. Это удивительно, но «Медицинские беседы» явили научному миру такие прозрения, что нашли своё подтверждение через 100 лет в работах солидного научного коллектива крупнейшего и славного медицинского учреждения СССР, а позже и России СП ХФА, руководимые врачами-практиками доктором медицинских наук Пастушенковым Ленидом Васильевичем и доктором медицинских наук Лесиовской Еленой Евгеньевной.

Когда православные пациенты спрашивали моё мнение об этой системе оздоровления, я заметил, что больше всего их потрясало – не есть после шести... Такое открытие, что нельзя есть после шести часов вечера, совершенно очевидно, входит в противоречие с жизнью городского человека, который поздно вечером приезжает домой и регулярно наедается на ночь. В системе оздоровления, представленной нам доктором Кравченко, важное место занимает малоядение, то есть, съедать понемногу и часто в течение дня. Это действительно хорошо, потому что многие из нас больны грехом чревоугодия. И действительно, нас в медицинских институтах учили: «Питаться больным людям нужно понемногу, часто в течение дня и не наедаться на ночь». Я даже помню, что когда был ребёнком в 1974 году в пионерском лагере в городе Сочи, то наш режим устанавливали так: завтрак в 8.00, обед в 13.00, полдник в 16.00 и ужин в 18.00. Конечно, подобный режим очень полезен для здоровья. Но мы сейчас, оправдываясь современной действительностью, нарушаем режим питания и отдыха. Это очевидно вредно для здоровья. Поэтому доктор Кравченко предлагает исправиться. Давайте исправляться, братья и сестры. Правда нам предлагается кушать часто, каждые час-два, но, к сожалению, на работе нас не поймут. Но если кто сможет, – лучше кушать часто и понемногу.

Что же ещё нового в системе оздоровления, представляемой нам как система Л.М. Чичагова? Лечение простуды и гриппа воздержанием от еды. И действительно, доктор Кравченко права: во время температурной реакции организм не хочет есть, поэтому и не нужно его кормить. Кроме того, совет Ксении Кравченко не снижать температуру действительно полезен и соответствует рекомендациям владыки Серафима. Об этом мы с вами говорили, дорогие слушатели Православного радио Санкт-Петербурга, в беседе о простудах. Единственное, что добавляет Ксения Павловна, это сосать по крупинке соли, мазать кожу йодом и пить таблетку фуросемида. Но у некоторых болящих от фуросемида может выходить калий из клеток сердца и, как следствие гипокалигистии, начнётся аритмия. Резкое падение давления может довести до обморочного состояния. Поэтому в реальной жизни безопасней просто сухое голодание 24-36 часов. И большинство простуд проходит. То же самое давно говорят крупнейшие специалисты в области разгрузочно-диетической терапии. Профессор Алексей Николаевич Кокосов, которому было поручено ещё 40 лет назад в СССР проверить систему лечебного голодания профессора Юрия Сергеевича Николаева, это одобрит. А так же сухое голодание при ОРВИ одобрит и профессор Сергей Гаврилович Осинин. А что касается владыки Серафима, то в его время фуросемида ещё не существовало, так что его система оздоровления к подобной схеме отношения не имеет. Он лечил насморки и бронхиты спиртовымы настойками подсолнуха, касатика, гнойные выделения из носа эстрактами тополя, сосны (т.2, с.545). Его экстракт тополя похож по составу на нашу настойку противовоспалительную и ранозаживляющую, прекрасное обеззараживающее и противовоспалительное действие которой вам, дорогие братья и сестры, нравится вам уже давно. Кстати сказать, тополь в лечебной системе Л.М. Чичагова считается одним из трёх главных лекарств. Кроме того, владыка Серафим использовал настойку касатика, а эта трава была изучена через 100 лет в Химико-фармацевтической академии Санкт-Петербурга. Обнаружены замечательные улучшающие иммунитет свойства этого растения. И касатик входит в состав наших иммунных настоек, которыми давно пользуются многие православные. А что касается препарата владыки Серафима Pinus silvestris, экстракта сосны, то экстракт сосны и сейчас входит в известный препарат, продающийся в аптеках, под названием «пиносол». Правда, в пиносоле «намешано» много другого.

Далее, что предлагается доктором Кравченко, это лечение повышенного артериального давления горячими ножными ваннами. Это хороший старинный способ и жаль, что его забыли. Она правильно заметила, что во время принятия ножных ванн сосуды ног расширяются и артериальное давление падает. Это эффективный способ лечения гипертонического криза. Только дальше доктор Кравченко советует налить в ладонь настойку йода и обмазывать йодом грудь для лечения давления. Такого в книге «Медицинские беседы» Л.М. Чичагова я не встречал. Там описано в главе «Лечение кровеносных сосудов» использование настоек из лекарственных растений: эвкалипта, зюзника европейского, сосны, березы и др. Многие фитотерапевты и сейчас используют, например, траву зюзника для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Как-то в частном разговоре между нами профессор Олег Дмитриевич Барнаулов коротко охарактеризовал зюзник как траву с «пустырникоподобным действием».

Хотелось бы заострить ваше внимание, дорогие братья и сестры, что абсолютно правильно говорит Ксения Павловна Кравченко, что лекарства понижающие давления резко бросать нельзя, иначе может наступить гипертонический криз. Это нормальный врачебный подход. Современная медицина предупреждает о синдроме отмены. Например, нельзя сразу прекращать приём бета-адреноблокаторов, так как синдром отмены на них встречается достаточно часто, - от 5 до 50% случаев, причём возможны такие грозные осложнения как инфаркты и инсульты (Е.И.Чазов, Ю.М.Беленкова. Рациональная фармакотерапия. М., 2011, с. 17).

А вот по вопросу о применении лекарственных трав Ксения Павловна заявляет: «Любая трава содержит корень «трав», она травит, она может являться отравкой…» Такого же мнения придерживается и немало врачей аллопатической западной медицины. Иногда в этом есть доля истины, В нашем современном обществе широко распространено самолечение по газете «Здоровый образ жизни», системе инженера Г.П.Малахова и другим непрофессиональным системам, различными ядовитыми травами: чистотелом, маклюрой, морозником, болиголовом, окопником, купеной и так далее. Но мы уже братья и сестры об этом говорили в передаче «Фатальные ошибки фитотерапии». Действительно «дикая фитотерапия» сейчас распространена широко, и врачи видят её негативные последствия. Но нельзя полностью отрицать научную фитотерапию, приравнивая её к жёлтой прессе. И точно также полное отрицание фитотерапии доктором Кравченко не соответствует системе владыки Серафима, который был фитотерапевтом и гомеопатом. В житии священномученика Серафима Чичагова мы читаем: «Научившись еще на войне глубоко сопереживать физическим страданиям раненых воинов, Л. М. Чичагов поставил перед собой задачу овладеть медицинскими знаниями для оказания помощи своим ближним. В дальнейшем значительным итогом многолетних медицинских опытов Л. М. Чичагова стала разработанная им и испытанная на практике система лечения организма лекарствами растительного происхождения, изложение которой заняло два тома фундаментального труда "Медицинские беседы».

Отрицая фитотерапию, Ксения Павловна советует больным использовать рецепт, «подсмотренный у тибетских монахов» - гомасио из семян кунжута с солью от головной боли. Меня это обрадовало. Слава Богу, лекарственное растительное сырьё в системе Кравченко все же присутствует! Рецепт неплохой, безвредный скорее всего, и пробовать его можно. Только к гомасио система владыки Серафима не имеет отношения. Потому что сам он для лечения головной боли делает настойки из лаванды, касатика, зюзника, сосны и других лекарственных растений (т. 2, сс. 790-791).

Доктор Кравченко также советует использование декариса как противоглистного средства. Это синтетическое средство широко известно и применяется в настоящее время в медицине как противоглистное лекарство. Но оно имеет свои противопоказания и побочные эффекты, а поголовное назначение декариса (левамизола) весной и осенью от всех болезней: при саркоидозе, ревматоидном артрите, гломерулонефрите, псориазе и так далее, тем более здоровым людям небезопасно. В связи с побочными эффектами этого химического лекарства увлечение декарисом у современных врачей давно прошло. Но мы уходим от главной темы нашей беседы – от системы оздоровления священномученика Серафима Чичагова. Потому что декарис владыке Серафиму в позапрошлом веке был совершенно неизвестен. Леонид Михайлович Чичагов назначает в своих «Медицинских беседах» при глистах опять же фитотерапию – настойки тыквы и сосны (т. 2, с. 643).

Далее доктор Кравченко разумно рассуждает об «отложении солей» в связках и хрящах при остеоартрозах суставов и остеохондрозах позвоночника. Она считает, что почки несут ответственность за суставные болезни, и это правильно. Только назначает она тот же аспирин из группы нестероидных противовоспалетельных средств, что и современная аллопатия. Во время написания «Медицинских бесед» салицилаты извлекали из ивы, так как аспирин, он же ацетилсалициловая кислота, был тогда неизвестен. Владыка Серафим назначал при суставных болезнях настойки берёзы, ивы, сосны, калмии из семейства вересковых и другие.

Посмотрим далее, что предлагает в своём фильме-лекции Ксения Павловна Кравченко. Для лечения варикозной болезни она рекомендует применение аспириновых аппликаций с бинтами на ноги. Но аспирин благодаря резорбтивному действию всасывается в кровь и может вызвать изжогу, гастрит, язву желудка и иммунодепрессию, поражение печени и почек. Аспирин как и все нестероидные противовоспалительные средства действует не напрямую, а через кровь, поэтому его побочные эффекты будут сопровождать и накожные аппликации. Да, аспирин улучшает кровообращение, и это широко используется в современной аллопатии. Только снова непонятно, причём тут «новая фармакология» безвредных гомеопатических настоек трав владыки Серафима.

Небезвредна также рекомендация доктора Кравченко пить разбавленную настойку прополиса. Прополис внутрь нельзя, он может разрушительным образом повлиять на печень и почки. И с такими случаями я встречался.

Наконец, подходим, братья и сестры к ответственному моменту. Очень опасна рекомендация Ксении Павловны пить большое количество йода. Она советует принимать ванны с йодом и пить от полулитра до литра крахмалистого киселя со столовой ложкой йода в день. Однако если подсчитать, что в столовой ложке 10% настойки йода, продающейся в аптеке, содержится до полутора граммов йода, а суточная потребность в йоде у человека составляет 150 мкг, то мы можем получить за сутки дозу йода в 5-10 тысяч раз больше, а это опасно. Известно, что избыток микроэлементов может быть вреднее чем их недостаток. Избыточное поступление йода может вызвать явления йодизма – слюнотечение, насморк, а также сыпи, угри, йододерму – тяжёлое поражение кожи, головные боли, тошноту, депрессию. У Ксении Павловны слишком простой метод определения токсичности йода – есть понос, нет поноса… Дело не в кишечных расстройствах. Возможно развитие заболеваний щитовидной железы - гипотиреоза или гипертиреоза (Е.Е.Лесиовская с соавт. Витамины и микроэлементы. СПб, 2004г., с.90). «Индуцированный йодом зоб наблюдался у 10% взрослых жителей о. Хоккайдо (Япония). Эти люди употребляли в пищу большое количество комбу (морских водорослей с высоким содержанием йода) (Л.И.Браверман. Болезни щитовидной железы. М., 200г., сс 405-406).

Точно также может возникнуть йодиндуцированный гипертиреоз, Базедова болезнь. «Индуцированный йодом гипертиреоз имел место, например, в Тасмании и Бразилии, когда населению, испытывающему йодную недостаточность, давали йодные добавки… и при осуществлении программы йодирования соли в Испании и Заире (Л.И.Браверман. Болезни щитовидной железы. М., 200г., с. 409).

В целом если кто-либо из врачей пытается распространить свою систему якобы оздоровления на миллионы людей, то начинать нужно со статистики. А статистика говорит, что у 50% людей находят узлы в щитовидной железе. (С.И.Рябов. Эндокринология. Руководство для врачей. СПб, 2004, т 1, с 260). При передозировке ежедневного поступления йода в организм человека наблюдается рост узлов щитовидной железы. Так было с известным препаратом йодомарин. Так же случается и с йодистой водой. У меня, братья и сестры, консультировался иеромонах из Троице-Сергиевой Лавры по поводу появления аутоиммунного тиреоидита с высоким содержанием антител к тканям щитовидной железы. При тщательном расспросе выяснилось, что какие-то «добрые люди» дали ему много воды с высоким содержанием йода… и вот, он получил АИТ. В дальнейшем, думаю, такие случаи заболеваний среди использующих йод могут учащаться.

Я бы хотел обратиться к православным врачам, которые наблюдают своих пациентов: расспрашивайте их о чрезмерном приёме йода. И следите за функцией щитовидной железы, за возможным ростом узлов. При этом у женщин, сохранивших менструальную функцию, от гипермикроэлементоза йода возможен также рост фиброаденоматоза молочных желез, миомы матки. В анализах, уважаемые коллеги, наблюдайте рост антител к тканям щитовидной железы. Даже от аптечной морской капусты я наблюдал случай перехода из гипотиреоза в тиреотоксикоз. К сожалению, пациентке, последовавшей совету «попить ламинарии», пришлось сделать операцию. А после операции, как известно, ей пожизненно прописали тироксин. А она сама врач. И невзлюбила фитотерапию, понятно за что… А теперь на фоне тиреоидэктомического гипотиреоза развилась депрессия. И бесконечные больницы, больницы, больницы…

Итак, дорогие братья и сестры, лечение ударными дозами йода Леонид Михайлович Чичагов не мог прописывать своим пациентам, так как был против аллопатии и против высоких доз. И если с Вами случилось осложнение от передозировки йода, то система оздоровления священномученика Серафима Чичагова тут совершенно ни при чём. Это система оздоровления доктора Ксении Кравченко.

Каждый врач выдумывает свою систему. И если назначение аллопатии в виде аспирина, декариса, фуросемида или йода входит в систему лечения Ксении Кравченко, то медицинские труды владыки Серафима говорят совершенно о другом. А главное: Primum non nocere, seu noli nocere, seu cave ne laedas. Прежде всего - не навреди, или бойся, чтобы не навредить.

Напомню вам, братья и сестры, о прозрениях владыки Серафима, подтверждённых фундаментальной наукой 21-го века:

1. Отказ от ядов.

2. Переход к фитотерапии и гомеопатии.

3. Указание на саногенез, как возможность самовыздоровления.

4. Диагностика ex uvantibus – исходящая из результатов лечения.

5. Малые дозы лекарств.

6. Индивидуальный подбор доз.

7. Отказ от многосмешения лекарств - избежание полипрагмазии.

8. Возвращение равновесия здоровья.

9. Очищение крови – элиминационная терапия.

10. Восстановление артериального и венозного кровотока

11. Восстановление работы печени, почек и других органов (гепатопротекторы, нефропротекторы и проч.)

12. Признание повышенной температуры как полезного защитного механизма.

13. Непривязанность к одному диагнозу – интегративный подход.

14. Профилактическая направленность.

В части первой беседы я говорил, что список этих параллелей веков можно продолжать сколь угодно долго. И книга «Медицинские беседы» является солиднейшей монографией, со ссылками на многочисленных авторов. И вот ещё простой пример: подраздел своей «беседы шестой» первого тома Леонид Михайлович назвал: «Микстурный маскарад. Многосмешение как убежище медицинской посредственности». Вот ведь настоящий полковник, с открытым забралом, - и пошёл в атаку. И ударил в самую болезненную точку врачебного сообщества…

В заключение хотелось бы передать свои ощущения от просмотра видеороликов, выпущенных под прикрытием благословенного имени владыки Петроградского Серафима (Чичагова). Сначала нам показывают с вертолёта Лавру, духовное сердце России. Потом на фоне Лавры под сладкий православному духу колокольный звон высвечивается заставка «Студия Обитель» Свято-Троицко-Сергиевой Лавры представляет…». Это сразу открывает сердца русских людей. И далее «…Фильм-лекцию практикующего врача продолжателя и исследователя системы священномученика Серафима Чичагова Ксении Павловны Кравченко.» При этом нет не только благословения духовного лица, нет даже имён оператора, звукооператора, режиссёра монтажа, директора картины. Появилась в Лавре студия инкогнито. И далее Ксения Павловна рассказывает и рассказывает о своих взлядах на здоровье, затронув лишь конкретно совет владыки есть понемногу и не наедаться на ночь. А далее всё от себя, как она понимает этиологию и патогенез болезни. В принципе, очень больших фатальных ошибок доктор не допускает, разве что в отношении передозировки йода, так что можно нормально подискутировать с её системой. Я просто не стал утомлять слушателей «Православного радио Санкт-Петербурга» пустыми медицинскими спорами. Мнений много, но в конечном итоге правоту врача определяют пациенты и катамнез, – отдалённые результаты лечения. Однако оставшиеся неизвестными устроители фильма почему-то нарисовали в заставке к фильму «система оздоровления сщмч. Серафима Чичагова», хотя рисовать в заставке к фильму нужно было «Система оздоровления доктора Кравченко». Моё предположение, что Ксения Павловна не отдаёт себе отчет, что из-за подмены неизвестного режиссёра возникает путаница в умах православных людей, и вера в истинность Богом данных прозрений владыки автоматически сузилась до аспирина, декариса и йода. Увлёченная доктор даже проговорилась, что владыка был расстрелян большевиками за свою систему оздоровления. Матушка Ксения как ребёнок. За лечебные системы не убивают. Убивают за Исповедание Христа. Однако не будем судить строго, простим ей эту оплошность. По себе знаю, на камеру что-нибудь лишнее скажешь, и сам потом жалеешь.

Но нет худа без добра. И то хорошо, что некоторые из православных перестанут наедаться на ночь. И ещё хорошо, что вопросы православных слушателей заставили меня прочитать книгу «Медицинские беседы». А это было весьма кстати. Я ведь последнее время приступил к активному поиску врачей-святых всех времён и народов, исповедниками Христа Сына Божия просиявших. Святой мученик и целитель Пантелеимон, святой Агапит, святые Косьма и Домиан и многие другие в далёком прошлом. А вот архиепископ Лука Войно-Ясенецкий наш современник. Но он хирург… И тут вдруг явилась память владыки Серафима, практиковавшего фитотерапевта, почти нашего современника. Это прекрасное открытие в моей жизни.

Дорогие братья и сестры, будьте осторожны с передозировкой йода. Вы слушали беседу фитотерапевта Алифанова Александра Александровича о лечебной системе священномученика Серафима Чичагова часть вторую. Спаси и вразуми всех нас Господи!



 

© 2013 Медицинские беседы. Powered by Kandidat CMS (0.0024 сек.)